ВНИМАНИЕ: Чтобы избежать пожаров, сохранить свою жизнь и имущество, напоминаем всем жителям города и республики: - не поджигайте сухую траву на полях; - не производите бесконтрольное сжигание мусора; - не бросайте на землю горящие спички и окурки; - не разжигайте костры в сухую и ветреную погоду, не оставляйте их не потушенными; - не разрешайте детям баловаться со спичками, зажигалками, не позволяйте им сжигать траву; - на даче или садовом участке всегда наготове должен быть инвентарь для тушения пожара: ведро, лопата, бочка с водой, ящик с песком...
  • погода
    Абакан
    +3...+11° C
    • Солярный знак на гербе Хакасии символизирует вечное движение Солнца и Земли, вечную жизнь на земле, мудрость предков.
Категории

Общая информация о ХакасииОтдых и туризмПрирода Хакасии
Из историиКурорты и санатории ХакасииРеки Хакасии
Геральдика ХакасииТур. базы ХакасииОзера Хакасии
Статьи о ХакасииРазвлекательные центры ХакасииВодохранилища Хакасии
Города ХакасииИсторические местаМинеральные воды Хакасии
Районы ХакасииКультурный отдыхЗаказники Хакасии
Села и улусыПрочееЗаповедник "Хакасский"
Культура Хакасии Пещеры Хакасии
  Природные памятники Хакасии
  Прочее

Тун-пайрам – праздник первого айрана
     Главная » Республика Хакасия » Общая информация о Хакасии » Культура Хакасии

 Тун-пайрам – праздник первого айрана (айран – кислый напиток из перебродившего молока). Торжество проводилось в июне, после перекочёвки скотоводов с зимника на летник. Перезимовавший скот поправлялся на первом зелёном корму, появлялись первые молочные продукты.

   К празднику Тун-пайрам готовились заранее. Заводили айран, шили новые наряды. В определённый день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливали берёзки и разводили большой костёр. К коновязи привязывали ритуального коня (по-хакасски ызых). Ызых освящался и считался хранителем благополучия скота.

Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал благовонной травой (ирбеном). К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов. После этого, сняв уздечку, коня отпускали на волю. Затем он кропил айраном ритуальный костёр, берёзки и коновязь, благословлял небо и землю с пожеланием, чтобы у скотоводов не переводились скот и молочные продукты.

Первый айран и первая арака (молочной водкой, перегнанной из айрана). считались лекарственными напитками. Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю.

По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника. Оставлять её на следующий день запрещалось. После ритуальной части устраивались спортивные состязания:конные скачки, соревнования в силе и ловкости.

Состязания борцов-кÿрес

Соперники по правилам делятся по весовым категориям. Сначала на поле выходят борцы лёгкого веса. Они подходят друг к другу, и каждый из них получает возможность схватить соперника за пояс (хур). Схватка начинается по сигналу судьи. Приёмы борьбы обычные, но при этом борцы не должны выпускать из рук пояс соперника. Победителем объявляют того, кто положит на спину или четыре конечности своего соперника.

Стрельба из лука

Это второй обязательный вид спортивных соревнований на Тун-пайраме. С древности и по сей день, многие скотоводы остаются и охотниками. С появлением огнестрельного оружия стрельба из лука исчезла как военное искусство, но сохранилась как вид спорта.

Конные скачки-чарыс

Самая популярная часть праздника. Существовали строгие правила проведения скачек, которые устраивались в несколько заездов. В первом из них участвовали лошади-двухлетки, во втором-трёхлетки, в третьем-четырёхлетки, в четвёртом-пятилетки, в пятом все остальные. В шестом заезде бежали только жеребцы, а в седьмом – только иноходцы. Дистанция заезда определялась от 3 до 10 км. Конники стартовали вдали от места проведения праздника и приходили к финишу перед толпой зрителей, ожидавших исхода скачек.

Поднятие камня-хапчаӊ тас

По правилам надо поднять камень весом около 80 кг до пояса, сделать приседание, подняться в полный рост и перекинуть камень через плечо. Тот, кто это повторит больше, тот и становится победителем. Победителей спортивных соревнований щедро угощали айраном и аракой.

На празднике Тун-пайрам звучала музыка в исполнении различных музыкалных инструментов:чатхан, пыргы, хомыс и др. Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха – хакасских песен-сказов. Победителем конкурса среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считался тот, чей тахпах оказывался продолжительнее и остроумнее.

 В советское время праздник Тун-пайрам был намеренно забыт. Традиция возобновилась в 1980 году и теперь без него немыслимо ни одно лето.



Категория: Культура Хакасии | Добавил: TigraS | Теги: культура, Тун-пайрам, праздник
Просмотров: 954 | Рейтинг: 5.0/1
21.09.2015, 12:19
Похожие материалы

Комментарии Всего комментариев: 0