Регистрация | Вход

Приветствую Вас Гость | RSS 

Меню сайта
Абакан 
Главная » Республика Хакасия » Общая информация о Хакасии » Статьи о Хакасии

Общая информация о Хакасии

 

Из истории

Геральдика  

Города Хакасии

Районы Хакасии

Села и улусы

Статьи о Хакасии

Культура Хакасии

Природа Хакасии

 

Реки

Озера

Водохранилища

Минеральные воды

Пещеры

Природные памятники

Заповедник "Хакасский"

Заказники

Прочее

Отдых и туризм

 

Курорты и санатории

Тур. базы

Развлекательные центры

Культурный отдых

Исторические места

Прочее

 

Бизнес-справочник

 

Производство

Гостиницы

Финансы

Транспорт

Для детей

Туризм

Медицина

Образование

Прочее


Создание флага и герба Хакасии
    Законы о Государственном флаге и Государственном гербе Республики Хакасия были приняты в один и тот же день, 6 июня 1992 года. Разработка их заняла менее полугода. 

    Конкурсная комиссия провела шесть заседаний и семинар для участников конкурса с экскурсом в историю и археологию Хакасии, на котором историки и археологи рассказывали, как и когда происходило формирование хакасской народности, было ли ранее у хакасов свое государство, а если да, то когда? Только ответив на эти вопросы, можно было приступать к разработке флага и герба. Ведь ответы на поставленные вопросы позволяли определить те пласты истории, где предстояло искать корни государственных символов. 

  Территорию современной Хакасии, занимающей часть Минусинской и Чулымо-Енисейской котловин, в Юго-Восточной Сибири, заселили еще во времена палеолита и неолита. Первые сведения о предках хакасов содержатся в китайских средневековых летописях, которые процитировал в газете "Хакасия" профессор Л.Р.Кызласов. В древнехакасском государстве, как сообщают китайские летописцы, "...государь называется Ажо... У него водружено знамя". Когда войска древних хакасов в 840 году разгромили армию древнеуйгурского государства (в середине VIII века уйгуры, жившие в Китае, в долинах рек Селенга, Орхон и Тола, образовали раннефеодальное государство) и подступили к столице - городу Орду-балык, стоявшему на реке Орхоне, то, обращаясь к последнему кагану (титул главы государства у древних тюркских народов) центрально-азиатских уйгуров, Ажо, похваляясь победами, заявил: "Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму золотую твою орду, поставлю перед нею моего коня, водружу мое знамя". В другой китайской хронике X века о древних хакасах сказано: "Они имеют знамена и флаги. Их Джо установил один штандарт, низ его весь красный". Других сведений о цвете знамен древнехакасского государства в китайских средневековых источниках не приводится. 

   Известный арабский путешественник Абу Дулаф, побывавший в 942 году у древних хакасов на Енисее, сообщал: "Знамена их зеленого цвета". Он также описал их религиозные представления - манихейство. (Течение возникло на Ближнем Востоке в III веке и представляло собой cинтез халдейско-вавилонских, персидских и христианских мифов и ритуалов. Манихейство распространилось до Испании на западе и Китая на востоке. В VIII-IX веках преследовалось сторонниками ислама и после IX века прекратило свое существование.) Несмотря на то, что манихейство являлось официальной религией, многие хакасы оставались приверженцами шаманизма. Это говорит о том, что зеленый цвет знамен, о котором упомянул арабский путешественник, не имел никакого отношения к исламу. 

   На основании этих сведений Л.Р.Кызласов сделал вывод о том, что правительственное знамя древнехакасского государства представляло собой полотнище, верхние две трети которого были зеленого, а нижняя треть - красного цветов. Зеленый - цвет жизни, весенней степи, лугов, тайги. Красный - тоже цвет жизни - цвет крови, пролитой за свободу народа. Ученый предложил посредине, на зеленом поле флага вышить золотыми нитями круглый медальон с изображением феникса, потому что птица под названием "хысхылык" - "птица счастья" - один из распространенных образов хакасских преданий и сказок, а также излюбленный образ прикладного искусства средневековых хакасов. Существовало поверье: к кому прилетит эта птица и кто увидит ее, станет счастливым. Но птицу хысхылык в качестве государственного символа члены комиссии не утвердили. Другие символы, предложенные для обсуждения, связаны со следующими историческими этапами жизни хакасов. 

   В начале XIII века племена древних хакасов рассеяли монголы. Лишь в конце XVII - начале XVIII веков начался новый этап этнической консолидации племен, населяющих современную Хакасию. Чтобы защититься от губительных набегов монгольских и джунгарских феодалов, хакасы на рубеже XVI-XVIII веков добровольно вошли в состав Российского государства. Присоединение к России создало условия для формирования хакасской народности. Особенность этого формирования, как утверждал этнограф, историк и краевед, заслуженный деятель науки РСФСР Л.П.Потопов, состоит в том, что хакасская народность консолидировалась из различных по своему этническому происхождению и языку административно-территориальных групп. Длительное общение местного населения Красноярского и Кузнецкого уездов в различных сферах жизни постепенно привело к общности их языка, культуры и быта. 

   Представителей этой народности, которая образовалась на территории Минусинской котловины в конце XIX - начале XX веков, русские называли обычно "татарами" - минусинскими, абаканскими, качинскими. Лишь после Октябрьской революции 1917 года их стали называть хакасами. Название это предложили представители местной интеллигенции в начале 20-х годов. 

  После Октябрьской революции 1917 года на процесс консолидации хакасов оказало влияние развитие административно-территориальной автономии. 

  В конце 1923 года был образован Хакасский национальный уезд с центром в Усть-Абаканске. В 1925 году уезд преобразовали в округ, центр его переименовали в Хакасск. 20 октября 1930 года образуется Хакасская автономная область со столицей - Абакан. 

  Из значительного числа вариантов флагов конкурсная комиссия остановила свой выбор на пяти, разработанных двумя творческими коллективами. Авторами первых двух являлись депутат Верховного Совета республики, инженер агропромышленного предприятия "Алтайское" С.А.Донсков и пенсионер, в прошлом первый заместитель председателя облисполкома Г.А.Вяткин. Три других подготовили кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Сибирского отделения Российское Академии наук В.Я.Бутанаев и скульптор В.Ф.Лагодич. 

  Оба варианта С.А.Донскова и Г.А.Вяткина представляли собой российский флаг, который у древка имел в первом проекте вертикальную желтую, во втором - вертикальную зеленую полосы. Три цвета флага Российской Федерации подчеркивали, что Республика Хакасия - ее субъект. Желтая полоса означает надежду и солнечность Хакасии, зеленая - символ вечности жизни. 

  В центре вертикальных полос помещался древний хакасский солярный - солнечный - знак черно-белого цвета, символизирующий дань уважения к поколениям людей, живших на земле Хакаски. Этот знак сохранился на каменных изваяниях, встречающихся только на территории Хакасии. 

  Второй авторский коллектив в качестве .основы своих вариантов избрал полотнище зеленого цвета. В двух последних проектах присутствует и российский флаг. Правда, сами В.Я.Бутанаев и В.Ф.Лагодич отстаивали предложенный ими первый проект. 

  Подавляющее большинство депутатов отдали предпочтение второму варианту С.А.Донскова и Г.А.Вяткина из-за того, что в окраске этого флага были и цвета знамени древнехакасского государства - зеленый и красный. 

  Поиски истоков герба тоже велись в глубинных пластах истории. Профессор Л.Р.Кызласов предложил несколько его вариантов. Один из них - упоминавшаяся уже птица, летящая утка, несущая в клюве цветы,- символ весенней расцветающей природы, возрождения жизни на Земле с возвращением перелетных птиц. Утка - отнюдь не случайный образ. Согласно мифологии саяно-алтайских тюркоязычных народов, в том числе хакасов, утки - творцы земли. Образ этой птицы как демиурга широко распространен у многих сибирских народов. 

  Предлагался - как вариант - летящий по небу олень. Еще в первом тысячелетии до Р.X. на предметах быта, на скульптурных изображениях племен Южной Сибири, в частности - Минусинской котловины, встречается галопирующий олень, - по всей видимости, тотемный знак. 

  Комиссия обсудила свыше 20 поступивших вариантов герба и решила вынести на рассмотрение сессии Верховного Совета один, подготовленный В.Я.Бутанаевым и В.Ф.Лагодичем. Центральную часть его занимало изображение барса, свернувшегося в кольцо. Изображение этого зверя в таком виде чаще всего встречается на памятниках времен так называемой татарской культуры - археологической культуры VII=III веков до Р.X. из Минусинской котловины. Название это идет от острова Тагарского на Енисее, где археологи нашли много предметов быта и скульптур с изображениями животных. Звериный стиль возник у ряда народов в бронзовом веке, особое развитие получил в железном веке. Происхождение стиля идет от изображения зверей, почитаемых у различных родов и племен в качестве тотемов. Изображение их постепенно становилось все более условным, принимало вид орнамента. В наиболее развитом виде звериный стиль выступает в скифо-сарматском искусстве Северного Причерноморья и в искусстве племен Южной Сибири в первом тысячелетии до Р. X. и в первых веках после Р. X. При этом приемы изображений животных были различными: гравировка по металлу и литье, резьба по дереву и кости, аппликации из кожи и войлока. (О зверином стиле, в частности пермском, уже рассказывалось: см. "Наука и жизнь" #11, 1994 г., статья "Белый лебедь - символ Удмуртии" и #2, 1995 г., статья "Птица Республики Коми".) 

  Изображение барса, свернувшегося клубком, как отметил видный археолог и историк, член-корреспондент АН, лауреат Государственной премии СССР С. В. Киселев, обнаружено на пуговицах, вкладышах кинжалов, ручках зеркал. Эти изображения, выполненные из бронзы и золота, послужили прообразом для изображения барса на гербе Хакасии. 

  Как отмечают сами авторы герба, он символизирует связь времен. Свернувшийся клубком барс олицетворяет вечность жизни на Земле, внутреннюю силу республики и преемственную связь культур современного и древнего населения Хакасии. Над барсом сверху расположен тот же знак Солнца, что и на Государственном флаге. Фигура барса обрамлена ветвями березы, которая является священным деревом не только у хакасов, но и у русских. Это дерево символизирует дружбу хакасского и русского народов, общую историческую судьбу всех народов России, свидетельствует о том, что Республика Хакасия находится в составе Российской Федерации. 

  Текст закона гласит: "Государственный герб Республики Хакасия представляет собой изображение на белом фоне стилизованного свернувшегося барса синего цвета в обрамлении березовых ветвей зеленого цвета. В основании ветвей расположен элемент хакасского национального узора - трилистник. В верхней части герба - солярный знак черно-белого цвета". 

  Сессия Верховного Совета республики в октябре 1992 года внесла изменение в Закон о гербе, добавив одну фразу: "В нижней части герба - надпись черного цвета "Хакасия". А через год с небольшим, в декабре 1993 года, в законы о флаге и гербе были внесены общие для обоих символов изменения. Они касались цвета солярного знака: с черно-белого его изменили на золотисто-белый.

  Источники: Наука и жизнь 5/95, 29-31
Категория: Статьи о Хакасии | Добавил: TigraS (22.09.2009)
Просмотров: 3435
Поиск
Реклама

текст