Свадебная церемония, наряду с рождением и уходом в другой мир, является одним из важнейших событий жизненного круга в хакасском обществе. Это связано с тем, что именно семья является основной единицей общества, показателем здоровья нации. В ней происходит воспитание и передача многовекового опыта младшему поколению, создается своеобразная микромодель мира.
Одна из основных целей создания семей - это рождение детей для продления своего рода и народа в целом. В традиционном обществе выбором невесты руководили родители жениха. Хакасы считали, что дети наследуют не только физические, но и психологические, моральные особенности своих родителей. В связи с этим невест старались взять из знатных «хороших» родов. Бывало, что жених и невеста не видели друг друга до свадьбы. Считалось, что первый брак благословляется высшими силами - солнцем, луной, звездами. Согласно представлениям хакасов, после смерти супруги воссоединялись в другом мире. Возраст вступления в брак в среднем равнялся 16-20 годам.
Состояние в браке являлось важным социальным показателем - холостяки, как и у большинства народов мира, не уважались. К неженатым мужчинам относились как к младшим членам рода, а к безмужним женщинам и вовсе прикреплялось прозвище «чурт айназы» (домашний черт), поскольку верили, что она может притягивать несчастья.
Традиционное хакасское общество являлось патриархальным - в нем мужчине отводились основные общественные функции. При подготовке заключения брака вся роль отводилась родственникам жениха (в первую очередь родителям), отсюда и термин «хыс алысханы» (обмен девушками). В современном обществе брак - это во многом решение двух людей - мужчины и женщины, а в прошлом, брак - это завязывание отношений между двумя коллективами, при которых права отдельного индивида были ограничены. В связи с этим разводы были очень редки.
Патриархальность обусловила жесткую экзогамию по мужской линии родства - табу - запрет жениться на родственницах своего рода до 15 колена. Считалось, что кровь обновляется за это время. За нарушение запрета несколько столетий назад полагалась смертная казнь. Однако по женской линии таких запретов не было, поскольку женская кровь обновляется быстрее. Напротив, обычное право поощряло дуально-родовой брак - дочь женщины должна вернуться в род своей матери. Существовал также и ряд других предписаний - запретов. Нельзя было заключать в один год брак двум братьям (кроме близнецов), двум родным братьям жениться на двух родных сестрах, младшему жениться раньше старшего и т.д. (Рис. Сваха)
Заключение брака сопровождалось появлением для молодых новых социальных, правовых и имущественных отношений. Калым и приданое («инджи») - это своеобразный залог хороших отношений между родами. Размер приданого немного уступал калыму. Особенностью приданого у народов Центральной Азии было то, что оно продолжало оставаться собственностью жены, но в общем пользовании.
Можно выделить следующие формы браков у хакасов:
1) Сговор «чахсынан алысханы» - брак чести (букв. обмен по- хорошему). При этой форме сватали малолетних детей, которые при достижении совершеннолетия становились супругами.
2) Умыкание (воровство невесты), при котором невеста, как правило, была совершеннолетней.
3) Архаическая форма брака «хысхылых» - дарение розового фламинго. Парень, убивший фламинго, мог сватать любую девушку без выплаты калыма, так как считалось, что в случае отказа птица проклинала эту семью.
4) В целях сохранения имущества в пределах данной семейно-родовой группы брак заключали путем левирата (когда вдова выходила замуж за младшего деверя) и сорората (когда вдовец женился на младшей сестре умершей жены).
5) Брак отработкой.
Основной формой было похищение. Такая свадьба может с успехом стать сценарием для приключенческого фильма. Обычно влюбленные сами договаривались о дне и времени увоза девушки. Парень приезжал обычно в сопровождении крепких друзей, готовых отстоять ценный груз. Это было важно, поскольку сразу после пропажи девушки отец снаряжал погоню из 20-30 парней. Если погоня догоняла похитителей, то дело могло дойти до серьезных столкновений. Но обычно к тому моменту, как пропажа обнаруживалась, жених и невеста были уже в аале его родителей. Когда приезжала погоня, родители жениха выходили навстречу с угощением и говорили приветственную речь, признавая свою вину. Отец невесты узнавал о том, согласна ли дочь выйти замуж за похитителя, после чего речь шла о размере калыма. Полученный калым отец невесты распределял между своими сыновьями и братьями, которые, в свою очередь, должны были внести свою долю в приданое. (Рис. Обрядовое свадебное жилище)
У сагайцев и кызыльцев на следующий день после привоза невесты проводили праздник «Сас той» (кiчiг той). Обрядовая часть заключалась в переплетении девичьих косичек в две косы - прическу замужней женщины. Во время праздника «сас той» отмечается интересный обычай - посаженная мать проводила по новой прическе невесты правую переднюю голень забитого скота и бросала в сторону собравшихся молодых парней. Начиналась борьба за овладение этим предметом. Считалось, что победитель, овладевший трофеем, удачно женится.
Следующим этапом свадьбы была мировая, на которой новосостоявшиеся родственники проводили трапезу и обсуждали предстоящую свадьбу.
Свадьба проводилась в доме жениха. На ней обязательно проводился обряд поклонения небесным светилам, богине огня. Затем в течение нескольких дней пировали. Спустя время жениха и невесту везли в дом ее родителей, где происходил заключительный этап свадебных мероприятий. Жениху устраивали комплекс испытаний, которые он должен был с честью пройти. Родителям и родственникам невесты привозились подарки.
На всех этапах свадьбы играли на музыкальных инструментах, исполняли традиционные танцы, устраивали спортивные состязания. Участники свадебных мероприятий надевали свои лучшие наряды. Наиболее красочными являлись костюмы жениха и невесты, а также свахи, родителей молодых.
Источник: Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова, сайт: http://www.nhkm.ru/
Просмотров: 5489
|
02.06.2009, 11:37 |