| Регистрация | Вход
 
 
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Абакан 
Главная » Республика Хакасия » Общая информация о Хакасии » Из истории

Общая информация о Хакасии

 

Из истории

Геральдика  

Города Хакасии

Районы Хакасии

Села и улусы

Статьи о Хакасии

Культура Хакасии

Природа Хакасии

 

Реки

Озера

Водохранилища

Минеральные воды

Пещеры

Природные памятники

Заповедник "Хакасский"

Заказники

Прочее

Отдых и туризм

 

Курорты и санатории

Тур. базы

Развлекательные центры

Культурный отдых

Исторические места

Прочее

 

Бизнес-справочник

 

Производство

Гостиницы

Финансы

Транспорт

Для детей

Туризм

Медицина

Образование

Прочее


      Создание хакасского алфавита (1925 г.), издание в 1926 г. первых книг на национальном языке и выход первой хакасской газеты «Хызыл аал» («Красный улус») в 1927 году создали базу для зарождения и развития хакасской литературы.

     В хакасской литературе, как и во всех литературах малых народов СССР, прежде всего, начинают развиваться поэтические жанры, затем драматургия и проза. Первые стихи хакасских писателей возникли как прямое продолжение фольклорных песен и тахпахов.

     Писатели 20-30-х годов М.Аршанов, П.Штыгашев, В.Кобяков и А.Кузугашев обращались к историко-революционной теме и становлению Советской власти в Хакасии, стремились раскрыть произошедшие перемены в жизни трудового народа, что было характерно для всей многонациональной литературы того времени.

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 21.09.2015 | Просмотров: 499


Хакасия — неповторимый по мировым меркам регион: здесь известно около 120 тысяч наскальных рисунков( петроглифов)! Всего по данным ЮНЕСКО, приведенным М. Дэвлет, на всех обитаемых континентах в 1984 году было записанно около 20 миллионов фигур, распространенных в 780 зонах наскального художества, а ныне число зон приближается к 1000.

Распространено мнение, что в старинные времена все, кому не лень оставляли свои " автографы " на горах. А так как писать древние люди еще не умели, то выбивали разных животных и странные знаки. Дескать, баловались этим и охотники на привале, и дамы в перерывах между своими делами. Сама слышала, как матери объясняют чадам в музее, зачем делали наскальные картинки: " Фломастеров и бумаги тогда не было, вот и приходилось художникам тяжело, мучили себя и скалу своим творчеством ".

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 08.01.2015 | Просмотров: 2133


Так получилось, что в благодатной Хакасско-Минусинской котловине за тысячелетия сменилось много народов и культур. Как итог: на территории современной Хакасии — огромное количество памятников разных эпох. Многие считают, что все это появилось благодаря предкам современных хакасов — кыргызам. Они действительно прославились многим: и как отважные воины, и как отличные скотоводы, и как искусные ремесленники. Но исторической справедливости ради надо сказать, что такие брендовые достопримечательности, как окуневские личины и тагарские курганы, отождествляемые с ними многими обывателями, не имеют к ним никакого отношения. Это — память о народах, населявших эту землю раньше.

Предки хакасов появились здесь в так называемую таштыкскую эпоху (I в. до н.э.- V в. н.э.). Напомню, что названия этой археологической эпохи — условное, как и остальных. Оно происходит от реки Таштык, где велись раскопки упомянутой культуры. Затем таштыкская культура сменилась родственной кыргызской. Во времена кыргызов в 6 веке и появилось древнехакасское государство.

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 08.01.2015 | Просмотров: 1408


Многие считают, что Абаканский острог дал начало городу Абакану. На самом деле это не так. Этот острог этот находился даже не на территории современной Хакасии и не на реке Абакан. А на речушке Сыда, почти на сотню километров ниже по Енисею. Он стоял в районе современного Краснотуранска (сейчас это место затоплено Красноярским водохранилищем). То есть, был в правобережье, на территории нынешнего Красноярского края. Как же получился такой конфуз с названием «Абаканский»? Казаки построили острог в 1707 году не там, где было приказано. Ослушание суровому Петру Первому грозило большими

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 08.01.2015 | Просмотров: 708


    Около четырех тысяч лет назад обитавшие в Хакасии племена воздвигли в Минусинской котловине загадочные каменные изваяния - менгиры. Кто были эти люди? Зачем создавали они гигантские каменные изваяния, поражающие воображение и сегодня? Каким образом доставлялись с гор глыбы, вес которых достигал порой пятидесяти тонн?
    Хакасские камни имеют разную форму. Одни похожи на столбы, другие - плоские, бесформенные. В часы восхода или заката на некоторых из них вдруг вырисовываются контуры человеческого лица: глаза, нос и рот. Лица высечены глубокими желобками на гранях плит, многие изрезаны поперечными полосами, на голове - звериные рога или непонятная "корона".

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 10.02.2011 | Просмотров: 4175


Ранние предки человека появились на просторах Южной Сибири более 300 тыс. лет назад. Время появления "человека разумного" на территории Хакасии, датированное по верхнепалеолитической стоянке Малая Сыя, - не позднее 34 тыс. лет назад. Уже в конце каменного века (IV тыс. до х.э.) неолитические охотники и рыболовы начинают переход к производящему хозяйству в форме скотоводства. Первая раннеметаллическая культура - афанасьевская - возникла в середине III тысячелетия до н.э. Этот очаг обработки металлов - древнейший из известных во всей Северной и Восточной Азии. Конец бронзового века отмечен расцветом карасукской культуры (XIII-VIII вв. до х.э.): высокого уровня достигли горное дело и металлургия, скотоводство молочного направления.

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 08.09.2010 | Просмотров: 3732


В течение веков народ разрабатывал и проверял повседневной жизнью основополагающие педагогические концепции и оптимальные методы к жизни подрастающих поколений. Впоследствии заповеди народной педагогики являлись исходной точкой в развитии педагогической науки. Мировоззренческой основой народной педагогики стали вековые заветы предков поддерживать непрерывное движение народной жизни к ее новым историческим рубежам.

Хакасская пословица гласит: «Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной».

Главнейшей целью народной педагогики было сохранение исторического бессмертия народа. Считалось, что в детях заключена возможность достижения этой цели и реализация самых высоких помыслов народа. В пословицах по этому поводу говорится: «Сын – памятник отцу» (ногайская), «Будут дети – будет и будущее» (белорусская), а хакасская звучит так: «Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих детях и правнуках».

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 30.04.2010 | Просмотров: 5527


   Распространение Православия на Хакасской земле связано, прежде всего, с миссионерской деятельностью Тобольской епархии, а также позже и других епархий, в составе которых находилась Хакасия.

   На территории Хакасии можно отметить два способа формирования приходских структур. Во-первых, на пограничных с Хакасией территориях строились форпосты, которые представляли собой остроги-крепости, преимущественно населенные казаками. В них воздвигались часовни, а затем строились церкви. Во-вторых, храмы возводились в отдельных административных центрах (с расположением степной Управы, степной Думы), заселенных почти полностью местным хакасским населением. Ответственность за создание и организацию таких приходов практически полностью возлагалась на закрепленных за ними священников. При этом государство оказывало поддержку миссионерским трудам священников.

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 03.10.2009 | Просмотров: 4924


     Музыка хакасского народа - это отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного синего Неба. В ней мы слышим отголоски судеб многих поколений нашего края - величавость героических побед, печаль утрат и поражений, лирических отношений между мужчинами и женщинами. 

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 02.06.2009 | Просмотров: 4933


    Свадебная церемония, наряду с рождением и уходом в другой мир, является одним из важнейших событий жизненного круга в хакасском обществе. Это связано с тем, что именно семья является основной единицей общества, показателем здоровья нации. В ней происходит воспитание и передача многовекового опыта младшему поколению, создается своеобразная микромодель мира. 

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 02.06.2009 | Просмотров: 3483


  У каждого хакасского рода были свои охотничьи угодья. Например, у сагайцев и бельтырцев местами охоты были угодья по р. Казыру - притоку р. Томь, в верховьях р. Аскиз - гора Харлыган, Небесный зуб и др. Традиционным оружием охоты у хакасов был лук со стрелами. Поражающая дистанция достигала до 200-300 шагов.  Хакасы на охоте применяли до 30 различных приспособлений (плашка, самострел, сети, петли, железные капканы и т.д.).

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 12.02.2009 | Просмотров: 5644


  Национальный костюм является ярким проявлением традиционных элементов этнической культуры. Одежда - это и способ адаптации к окружающей среде и хозяйственному укладу. Не в меньшей степени она является отражением мировоззренческих ценностей и проявлением эстетических вкусов этноса.

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 12.02.2009 | Просмотров: 8426


    Хакасы подразделяются на четыре этнографические группы: сагайцы (сагай), качинцы (хааш, хаас), кызыльцы (хызыл), койбалы (хойбал). Антропологически хакасы относятся к вариантам переходных форм от уральской расы к южносибирской: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральской расы, у южных (главным образом, качинцы) - южносибирской.

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 12.02.2009 | Просмотров: 3420


Енисейские кыргызы, создавшие в VI в н.э. свое государство, просуществовали в долине Среднего Енисея как господствующий этнос около двух тысячелетий. В 1207 г. старший сын Чингисхана Джучи с монгольским войском вторгся в пределы Саяно-Алтая и захватил местные народы. Кыргызские князья, стоявшие во главе трех улусов - Оребек-дигин, Алдайар и Иде-йинал признали власть монголов. Кыргызское государство потеряло политическую самостоятельность. Высокая культура была уничтожена, население разорено и частично угнано в плен. Территория Хакасии была включена в состав монгольской кочевой империи, где составила один тумен.

 В эпоху позднего средневековья различные племенные группы Хакасско-Минусинской котловины под эгидой кыргызов, после распада Юаньской империи в 1368  г., образовали единое этносоциальное объединение "Хонгор" или "Хонгорай". Основанием для подобного заключения являются показания широкого круга источников и, в первую очередь, письменных документов XVII-XVIII вв.

 Название Хонгорай применялось и в русском дипломатическом языке. Когда в 1707 г. был построен Абаканский острог, то в письменных документах отмечалось: "На урочищах Хонгороя русские люди поставили город", "И тот Хонгороя - ... киргис, урангай, моторы их кочевия".

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 12.02.2009 | Просмотров: 7342


Дата присоединения Хакасско-Минусинского края к России на протяжении XVIII - XIX вв. не вызывала сомнения ни в хакасских исторических преданиях (во времена Поот-хана, т.е. Петра 1), ни среди царских чиновников и ученых. К сожалению, данные факты были проигнорированы в советское время.

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 12.02.2009 | Просмотров: 7586


Хакасы, как и многие другие народы Сибири, в прошлом пользовались своим календарем. Еще в эпоху Кыргызского каганата восточные летописи сообщали, что с помощью "двенадцати животных считают годы". Высказывалось мнение, что изобретение двенадцатилетнего животного цикла принадлежит хакасам.

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 12.02.2009 | Просмотров: 6819


Характер поселений и конструкция жилищ у хакасов были обусловлены полукочевым образом жизни и особенностями социального и родоплеменного устройства. Основными видами хакасских жилищ являлись каркасная и срубная юрты, известные с глубокой древности...

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 12.02.2009 | Просмотров: 7108


    Шаманизм в целом можно назвать особой религиозно-мировоззренческой системой взаимодействия с силами природы у народов Северной и Центральной Азии. Шаман (по хак. - хам) считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики.

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 11.02.2009 | Просмотров: 6726


    Украшения являются одной из важнейших деталей костюма в традиционном обществе. Помимо своего эстетического назначения, украшения, наряду с орнаментом, несут функцию оберега, они призваны защитить человека от различных недугов, болезней. Основным металлом, применявшимся при изготовлении ювелирных изделий у хакасов, как и ряда других народов Центральной Азии, являлось серебро.

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 11.02.2009 | Просмотров: 4933


   В VIII веке в средневековой Хакасии появляются крупные городские центры, сооружаются храмовые, дворцовые и административные комплексы.
   Наибольшее значение имел центральный столичный город — хакасский Орду-Балык в дельте р. Уйбат.
   Во второй половине VIII века в верховьях Уйбата возник храмовый город — хакасский Тигир-Балык. Древнехакасское государство подвергалось набегам каганатов тюрков и уйгуров.
С 632 г. хакасы искали союзников для борьбы с завоевателями в Китае.

подробнее

 

Из истории | Материал добавлен - 11.02.2009 | Просмотров: 10876


Поиск
Реклама

 

  SweAnGen © 2008-2017