Село, расположено в Бейском районе Республики Хакасия, в степной местности на берегу реки Табат, притока реки Абакан, и насчитывает полторы тысячи жителей. Расположено в 18 км от административного центра села Бея и в 97 км от Абакана.
Историю села, города, области, края и т.д. пишут по архивным документам. Но поскольку по истории образования села Табат архивных документов нет, приходится довольствоваться тем, что помнят оставшиеся в живых старожилы и люди, которые когда-то интересовались историей села.
Село Табат, вероятно, имеет уже трехвековую историю. Отец мой, Устин Устинович Вызов, рассказывал мне, что его дед Иван Егорович Вызов родился в Табате. Отец мой 1882 года рождения, его отец, Устин Иванович Вызов, прожил 92 года, умер в 1912 году, значит, родился в 1820 году, а дед - тоже долгожитель - прожил 89 лет, родился где-то в 1740-50 годы.
Значит, в 1740-50 гг. заимка или хутор, но что-то существовало под названием Табат. Лет 30 назад я слышала от старожила, что село Табат свое название берет от юрты, принадлежавшей хакасу по имени Табат, и юрта эта стояла вроде бы на улице Манзалык, ныне - улица им. Гагарина (Манзалык тоже, вероятно, более позднее название, когда уже было много юрт). Места здесь были вольные: реки, леса, безграничные степи. Жители занимались скотоводством, рыболовством, охотой, в тайге было много зверей (медведь, волк, росомаха, лиса, заяц, соболь, белка, рысь, водились выдры, норки, барсуки, а также маралы, козы, лоси, кабаны, кабарга). Постепенно приходили новые люди, поселенцы, по всей вероятности - русские, а еще позднее в эти края стали приезжать вероотступники из России. Начали осваивать новые земли, сеять пшеницу, овес, ячмень, просо, коноплю, лен, ярицу.
Более достоверные сведения указывают на 1860-80-е годы, когда сюда приходят ходоки из Европы, которым нравятся эти места, где много земли, где не было крепостного права. С этих пор уже начинается плановое переселение и, вероятно, многие селились в Табате.
Каким в то время был Табат - сказать трудно. Деревня ли, выселки ли? Но не село. Деревней Табат стал называться в конце XIX столетия. В 1870 году - селом, когда уже была церковь. В селе жили православные люди. Вначале они молились в довольно большом доме, построенном на горе (где сейчас Дом культуры). Затем была построена церковь, деревянная, небольшая. Еще позднее была построена большая красивая церковь с куполами и крестами, которую разрушили в 30-е годы. А какая она была красавица!
Вокруг церкви была ограда, тоже красивая, сторожка в углу ограды, где постоянно находился сторож. Любо было жителям с. Табат слушать перезвон колоколов, а в праздничные дни смотреть на богомольцев, пришедших в церковь на богослужение.
По рассказам старожилов, где-то в конце XIX столетия (примерно 1880 год) в церкви служил отец Василий, из последующих служителей церкви названы священники Любуцкий и Орнацкий (имен не помнят). Отец Орнацкий - последний из служителей церкви, этого священника хорошо помню и я. Он был арестован и без права переписки отбывал наказание. Его жена Ольга Арсентьевна жила после его ареста рядом с моими родителями по улице Садовой. У нее было пятеро детей, все девочки: Мария, Шура, Анна, Нина, Алевтина, жили они в крайней бедности, впоследствии уехали в Туву. Ольга Арсентьевна мне много рассказывала о себе, она тоже дочь священника, муж ее тоже сын и внук священников. Это была образованная, культурная женщина. Главное, что мне запомнилось, она ни на что не жаловалась, никого не обвиняла, говорила: «Это все от Бога! Так надо Господу Богу!»
Я тогда этому очень удивлялась. О церкви она говорила вдохновенно, наверное, в это время, забывая обо всем. А церковь в Табате действительно была прекрасно обустроена. Было много икон: Божья Матерь с Младенцем на руках, Распятие Христа, много других икон, теперь уже их назвать не могу. А какой был иконостас! Глаз не оторвать от кружевного занавеса. Мне посчастливилось побывать в соборах Москвы, Ленинграда, в соборе Алек-сандро-Невской лавры, в Исаакиевском соборе и других, и мне невольно приходит на память наша церковь, ее иконостас. Вероятно, в детстве мне он казался таким же прекрасным, каким я видела его в городских соборах.
Церковь была огорожена каменной изгородью, вторая изгородь была деревянная. В сторожке было две комнаты. Сторож Семен Леонтьевич Сагалаков одновременно был и звонарем. У него была дочь Вера.
В церкви висели две большие, красивые люстры со множеством свечей. Красивый алтарь, уставленный иконами, дверь в алтарь занавешивалась зеленым с розовыми переливами шелком. Из алтаря по трем ступенькам священник сходил к аналою, покрытому бархатной скатертью. В церкви была плащаница Христа, на Пасху плащаницу обносили вокруг церкви.
На клиросе хор певчих пел молитвы по ходу богослужения. С замиранием сердца слушали и молились прихожане.
И вот в 30-е годы церковь варварски разрушили. Сняли кресты, разбили иконы. Бревна увезли за деревню на постройку электростанции, которая так и не была построена. Многие иконы унесли старушки, которые постоянно прислуживали в церкви. У бабушки Барсуковой была икона Божьей Матери из церкви. Большой железный крест взяли Данил Фолин и Дмитрий Васенко. Положили его на крышу дома, договорились поставить тому, кто первый помрет. Васенко Дмитрий умер первым. Церковный чугунный крест был поставлен на его могилу, где и стоит до сих пор на старом кладбище.
А церковь в то время была единственным местом, где люди отдыхали душой от тяжелых работ и невзгод, истинно надеялись на Божью милость. В деревне в это время все были верующие, православные.
Население Табата было сплошь неграмотное. Но примерно в конце XIX века в деревню приехал учитель. Мой отец учился у него. Он учил детей на дому, звали его Тарас Ильич. Вот при нем-то и было решено строить школу. Но одному ему было не под силу руководить строительством, он учил детей арифметике, чтению, письму, рисованию. Учащихся было очень мало, не более 10 человек из зажиточных семей. Отцу удалось учиться, потому что его отец в то время держал заезжую дворянскую квартиру (это комната в доме, где останавливались на ночлег или на несколько дней проездом богатые люди).
Вскоре в Табате появился второй учитель Александр Петрович Бехтерев. Занимались два учителя в частном доме Долгопятова. Учащихся насчитывалось до 50 человек. Примерно в 1895-97 гг. начали строить училище. Лес на строительство по решению схода возили из тайги на лошадях крестьяне, у которых было по две и более лошади. Однолошадные от вывозки освобождались. Из с. Беи пригласили подрядчиков: отца и сына Резниковых, Ивана Гончарова, Золотухина. Подрядчики организовали артель, и началось строительство. Школа была построена в течение одного года. Начали строить ранней весной, и летом было построено здание полностью.
В октябре 1898 года начались занятия, которые проводили Александр Петрович Бехтерев и священник Любуцкий. Учились в школе в основном мальчики, девочек было совсем мало. За обучение платили определенную плату. В здании, построенном в 1898 году, была до 1935 года начальная школа. В 1953 году в этом же здании и в еще одном из кулацких домов открыли неполную среднюю школу (1-7 классы). В1966 году это здание было передано Табатскому сельсовету, а позднее - Табатскому совхозу, там сейчас находится совхозная столовая.
В 1968-69 гг. была построена новая кирпичная трехэтажная школа. Средняя же школа в Табате открылась в 1954-55-е годы. В начальной школе в первые годы советской власти работала учительница Юлия Николаевна Драгунова. Она проработала в Табате более 20 лет. Муж ее, Николай Куприянович Драгунов, был письмоводителем, так раньше называли работников почты. Первым директором семилетней школы был Иван Семенович Чуриков, преподавал он физику, математику, алгебру, геометрию. В школе уже было много параллельных классов, много учителей.
До революции жили единолично, были богатые и бедные. Богатые уже строили большие дома, держали много скота, лошадей, овец, домашнюю птицу (гусей, уток, индюков). Зажиточный крестьянин Карпухин имел даже свой маральник. А Егор Метелкин, кроме скота и лошадей, держал до 1000 овец. Никифор Иванович Смирнов держал большую пасеку. Их крестовые дома сохранились до сих пор. Дом ВТ. Осетковского принадлежал моему деду У.И. Вызову.
С начала 1900 года в Табате появляются купцы. Купец по фамилии Гирин открыл магазин на 1-м этаже своего двухэтажного дома. Позднее частные магазины имели Патюков, Чураков. Был свой писарь. В основном же жители Табата были середняки, с большими семьями, ютились в избушках, многие были безлошадные, в основном батрачили на богатых и зажиточных. Занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой, сеяли лен, коноплю, из волокна которых ткали холщовое полотно, шедшее в основном на одежду. Из шерсти тоже ткали полотно, шили шерстяные шабуры, однорядки, одеяла, половики, из конопли вили веревки. Из березы гнали деготь, делали из леса домашнюю обстановку, утварь, заготавливали дрова. Из известняка жгли известь. В лесу собирали ягоды, грибы, добывали орехи. Была в деревне маслобойня, из семян конопли, льна, подсолнечников выбивали масло. Молотили зерновые вручную. Много позднее появились сортовки и молотилки. По документам 1911 года, была перепись населения Минусинского уезда Енисейской губернии (Табат входил в Минусинский уезд), где записано: «Деревня Табат расположена на юг от Минусинска в 150 км по реке Табат, в деревне есть церковь «Святого Духа», начальная школа министерства народного просвещения, хлебный магазин, 185 дворов, население всего 1677 человек - 826 мужчин, 851 женщин».
В другом документе, составленном по данным Всероссийской переписи и по другим исследованиям 1916-1918 гг., записано: «В деревне Табат есть школа, церковь, потребительское общество, магазин. Расстояние до волостного села Бея - 19 км, до уездного г. Минусинска 150 км, число наличных хозяйств 343, старожилов - 268, переселенческих - 75. Приписано к обществу 270, посторонних - 73, численность населения -1903 человека. Мужчин - 807, трудоспособных - 383, женщин - 783. Посторонних мужчин - 161 чел., из них трудоспособных - 72 человека, женщин - 158 чел.
Еще раз надо сказать, что в основном занимались скотоводством и хлебопашеством. Были хозяйства, где совсем не было скота - 38 хозяйств. Число хозяйств без рабочей лошади - 55, без дойной коровы - 53. 64 хозяйства были без земельных наделов. Всего посевной площади было 1775,8 казенных десятин. Площадь выкашиваемых покосов 450,7 десятин. В аренду землю не отдавали.
В Табате было несколько мельниц: принадлежащая Алене Потылициной называлась Аленина мельница; Королева мельница, принадлежавшая купчихе Королевой, которая жила в селе Иудино; Хохлова; Пцарёва; Петухова; Кириллова; Улыбина мельницы.
Все они были построены по реке Табат, самая дальняя - Аленина - в 3-х километрах вверх по реке, в лесу. Все другие на расстоянии не более километра друг от друга. А Кириллова и Улыбина находились прямо в селе. Приезжали размалывать зерно и из других деревень, на одной из мельниц была крупорушка.
Было несколько кузниц, в которых ковали лошадей, делали различный ремонт сельскохозяйственного инвентаря, телег.
Советская власть в Табате установилась в 1919 году. Весь 1918 год было полное безвластие. Установить советскую власть было крайне трудно, так как бедняки были беспомощны, неграмотны, а богатые не хотели советской власти. Они организовывали отряды, скрывались в лесах, совершали ночные вылазки, убивали активистов, пропагандирующих советскую власть. В 1919 году в Табате образовали, сельский совет Табат стал селом. В это смутное время люди разделились на белых и красных. Белобандиты, обозленные враги советской власти, расстреливали красных, издевались над женщинами и детьми, сжигали дома, грабили население. Красные тоже организовывали добровольческие отряды.
Так, в феврале 1921 года отряд из Табата помог разгромить банду Олиферова вблизи деревни Уты. Банды в Табате появлялись и в период коллективизации. В одной из банд командовал Никифор Иванович Смирнов.
Труднейшие времена переживали жители села.
Первым председателем сельского совета был Ефим Мартемьянович Вызов - начальник штаба повстанческой армии, дважды встречавшийся с Лениным. Он был на Путиловском заводе в командировке, выступал там. Труднейшее положение было по всей стране. Новая экономическая политика коснулась и нашего села. Снова появляются кулаки. Помаленьку налаживается жизнь в селе. Начинают образовываться товарищества, которым помогало го-сударство сельхозинвентарем, семенами, давало ссуды деньгами. Позднее стали организовывать колхозы. В труднейших условиях проводилась коллективизация. Снова появились банды из зажиточных, не желающих быть вместе с бедняками. Одним словом, колхозное строительство проходило так же, как в тысячах деревень и сел нашей страны.
Кредитное товарищество, которое существовало в период НЭПа в 1923-24 гг., в дальнейшем стало ядром колхоза «Красный Табат», первым председателем этого колхоза был Геннадий Козырев.
В 1931 году создали еще несколько колхозов: «17 лет», «Веселый труд», «Красный Чезрык», позднее «17 лет» и «Веселый труд» объединились. Председателем был Фирсов. Одновременно «Красный Чезрык», как промышленная артель, вошел в эти объединившиеся колхозы, и эти колхозы стали называться «Красный Чезрык». Первым председателем этого колхоза был Аристарх Тимофеевич Потылицын. Колхозники «Красного Чезрыка» занимались охотой, рыболовством, сбором ягод, грибов, добычей орехов.
Была создана промысловая артель «Красный подсочник». Председателем был Федор Колмаков. Промартель занималась сбором живицы, смолокурением, гнали дёготь, пихтоварка давала пихтовое масло и пихтовый спирт, имелись бондарный цех, где делали бочки, мебель, лесопилка. Работали пимокатный и кожевенный цеха. Колхоз «Красный Чезрык» и артель «Красный подсочник» занимались и сельскохозяйственным трудом, сеяли хлеб, разводили скот, были в «Красном Чезрыке» маральник и лисятник. Много лет держали пасеки.
Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) много горя принесла и в наше село. К1940 году в нашем селе уже были крепкие хозяйства - колхозы, сравнительно высокий уровень жизни народа. Война резко перевернула всю жизнь, все мужское население было мобили¬зовано и отправлено на фронт, в селе остались дети, женщины, старики. Но деревня, как и вся страна, жила, работала под лозунгом: «Все - для фронта, все - для Победы».
Ушедших на фронт заменили женщины и подростки. Работали днем и ночью. Женщины сели на тракторы и комбайны. Пахали, сеяли, убирали урожай, косили сено для скота. Зер¬но, мясо и другие сельхозпродукты сдавали в фонд обороны. Село трудно переживало во¬енные годы. Были и холод, и голод, и болезни, и смерть. Осиротевших детей отправляли в детский дом, который просуществовал в Табате до 1968 года. Первым директором детского дома был Великосельский, затем - Василий Григорьевич Осетковский.
На фронтах Великой Отечественной войны погибло 68 жителей села Табат. В Табате и окрестных селах поставлены памятники погибшим на войне, на памятниках поименно перечислены все погибшие.
Колхозы «Красный Табат» и «Красный Чезрык» существовали до 1950 года. В колхозах появилась техника, увеличились посевные площади, появились опытные руководители, которые могли руководить крупными хозяйствами. В 1950 году оба колхоза объединяются в один колхоз - имени Куйбышева - производственные отрасли остались прежние, занимались земледелием и скотоводством, отчасти пчеловодством и разведением лис.
В стране многие колхозы стали реорганизовать в совхозы. Так, в Табате в 1970 образовался совхоз «Табатский», в него вошли колхоз «Заветы Ильича» (с. Буденовка) и колхоз деревни Нижняя Киндирла, было организовано 4 отделения совхоза (1-2 отделение в Табате, 3 - в с. Буденовка, 4 - в с. Нижняя Киндирла).
Во всех отделениях есть посевные площади, сеют пшеницу, овес, гречиху, ячмень, кукурузу, подсолнечник, рапс.
На отделениях есть фермы крупного рогатого скота, были овцы, теперь нет.
С 1992 года совхоз переименован в акционерное общество закрытого типа. В совхозе есть вальцовая мельница, обслуживающая жителей не только с. Табат, но и окрестных сел.
Автор: Прасковья Устиновна Малыхина. Родилась в 1923 г. в с. Табат, работала учителем русского языка и литературы, завучем, вела кружок краеведения. Ветеран труда.
Просмотров: 2881
|
29.04.2019, 10:52 |