В течение веков народ разрабатывал и проверял повседневной жизнью основополагающие педагогические концепции и оптимальные методы к жизни подрастающих поколений. Впоследствии заповеди народной педагогики являлись исходной точкой в развитии педагогической науки. Мировоззренческой основой народной педагогики стали вековые заветы предков поддерживать непрерывное движение народной жизни к ее новым историческим рубежам.
Хакасская пословица гласит: «Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной».
Главнейшей целью народной педагогики было сохранение исторического бессмертия народа. Считалось, что в детях заключена возможность достижения этой цели и реализация самых высоких помыслов народа. В пословицах по этому поводу говорится: «Сын – памятник отцу» (ногайская), «Будут дети – будет и будущее» (белорусская), а хакасская звучит так: «Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих детях и правнуках».
Таким образом, бессмертие человека, как и бессмертие народа - в детях. Но в детях хорошо воспитанных. Как гласит адыгейская мудрость «Воспитание – бесценное богатство». Из чего следует, что воспитание подрастающей смены, подготовка ее к деятельной жизни для каждого народа – смысл его общественного существования.
Народная педагогика стала первоосновой этого существования. Это первое.
Вторая особенность народной педагогики – это ориентация на общечеловеческие ценности. Поэтому заветы народной педагогики универсальны и интернациональны. Это вполне объяснимо: у всех народов схожие заботы, проблемы, чувства, устремления. Недаром в народе бытуют крылатые выражения: «Народ народу не враг», «Бог создал народы для взаимного блага» (азербайджанская). Хакасская пословица гласит так: «Одна половинка не горит, человеку в одиночестве не прожить». Поэтому педагогические идеи народов способны обогащать друг друга.
Третья особенность – гуманистическая направленность, которая высказывается в глубоком уважении к человеку вообще, но к ребенку в особенности. Хакасские пословицы гласят: «Лучше человека ничего не бывает», «Гусю мил его гусенок, человеку мил его ребенок».
К сожалению, сокровища народной педагогики до недавнего времени оставались далеко не оцененными и почти невостребованными в воспитательной практике нашей семьи, школы, детских учреждений. Продолжали стоять без движения на полках библиотек диссертации, статьи по проблемам народной педагогики.
Пример, в 1934 году в СССР школьные учебники издавались на 104 языках, в
Но в 1991 году учредительная конференция в Москве призвала возродить народно-педагогическую культуру и сделать ее всеобщим достоянием. Сейчас это уже действует. Верно сказано, что народная педагогика – это педагогика социального выживания, педагогика духовной поддержки народа в его жизненных испытаниях. Справедливо утверждение, что истины, открытые народной педагогикой, живут и не стареют.
Основными задачами перед хакасской народной педагогикой являются:
1. Народная педагогика и хакасская национальная школа.
2. Укрепление семьи на основе народных педагогических традиций.
3. Утверждение народного идеала нравственного воспитания.
4. Использование народно-педагогических традиций в воспитании хозяина-труженика.
Язык живет только тогда, когда его питают традиции, обычаи, верования и этическое самосознание. Значит, школа сможет стать национальной тогда, когда введет ребенка в духовный мир своего народа, посредством народной педагогики легче приобщить детей к их национальной культуре, к заветам их предков, и тем самым вызвать интерес к родному языку, и тогда язык действительно станет родным, а точнее говоря, материнским.
Здоровая семья – основа прочности любого общества. Ведь в данное время более 80 % детей, находящихся в детприемниках, детдомах, интернатах, оказались при живых родителях.
Познакомимся ближе с традициями семейного воспитания хакасского народа.
Считалось что дети – это богатство человека, его счастье. Об этом гласит и хакасская пословица «Нет детей – нет счастья».
У тюркских народов уважение к родителям определяется именно их многодетностью. Мнение многодетного мужчины считалось самым авторитетным. Назвать мужчину бездетным считалось оскорбительным ругательством. Уважением пользовалась многодетная женщина, а бездетность считалось большим бедствием. Принципиальной стороной семейного воспитания было уважение к ребенку. В народе говорили: «Кто не любит детей, тот никого не любит». В хакасских семьях дети никогда не наказывались физически, с ними наоборот советовались, какого бы они возраста не были. По детям судили о самих родителях. Существует хакасская пословица «Какое мясо – таков и суп», «Плохой сын – на весь улус позор».
С теми семьями, где плохо воспитаны дети не общались, не роднились. Считается, что у тех иссякает жизненная сила, слабеет родовая кровь.
В хакасской семье старшие требовали от детей знать своих сородичей до седьмого колена. Не знать этого – считалось позором.
В большинстве тюркских семей рассказы о прадедах передавались по наследству. Считалось, что нет ничего губительнее для воспитания, чем дурной пример родителей. Это накладывало особую ответственность на поступки, действия, весь жизненный уклад родителей и близких. Гласит хакасская пословица «Жеребенок последу матери ступает». Особое место в формировании идеальных качеств подрастающей смены принадлежит воспитанию патриотических чувств. С древних времен у хакасов и других тюркских народов было принято обожествлять горы, реки и долины. Исполняли члены родной земли. Терминологическое понятие «Родина», у хакасов передается фразой: «отца – матери земля» или «наших отцов земля». Главное в патриотическом проявлении человека – помочь другому человеку, своему родичу, своему народу.
«Родного – накормить, раздетого – одеть» - было первым заветом и делом чести у хакасов. На основе такой строгой и бескомпромиссной этической требовательности к человеку с глубины времен у хакасского народа выработался и сохранился свой
Нравственный кодекс.
- «До смертного одра не делай зла и не береги добра».
- «Ты не оставь униженных без милости, сиротам не давай в сиротстве вырасти».
- «Не заставляй слезы лить сосунка и сетовать в печали старика».
- «Старшим место уступай, младшим помощь подавай».
- «По болоту не ходи, дружбу с подлым не води».
- «Вместе голодай, вместе мерзни, но друга не бросай».
- «Ум крепко, а язык коротко держи».
Еще с древних времен хакасы славились как умелые ремесленники, способные мастера и скотоводы. Труд в произведениях хакасского фольклора всегда выступает критерием духовного и нравственного совершенствования личности. Пословица это подтверждает: «Хорошего коня делает путь, хорошего человека – работа». Было в обычае с малого возраста привлекать детей к посильному труду. Ставилась задача – воспитать ребенка в труде и для труда. Сначала труд начинался с игры, а далее все усложнялось. Считалось, что во время игры дети научились преодолевать трудности, вырабатывать волю и хозяйственные задатки.
Особенно ценилось семейное сотрудничество, т. к. ребенок рано учится подчинять свои интересы и действия общей цели, разделять с родителями радость и заботы.
Трудовая деятельность детей способствовала их раннему жизненному созреванию, полноценному физическому и умственному развитию, легкой самостоятельности. У хакасов, как и у других жителей Сибири, дети в 13 лет считались уже взрослыми и заменяли родителей в случае их смерти.
В наше время возникают новые условия экономической жизни, которые, безусловно, потребуют от человека и трудолюбия, и хозяйственной смекалки. Хочется верить, что идеи и методика воспитания во многом помогут решению нового подхода к трудовой подготовке нынешних детей.
Сейчас в нашей республике, да и в других регионах РФ идет активный поиск путей к возрождению национальной культуры.
Доклад воспитателя Боградской санаторной школы – интерната Дельвер Надежды Ивановны. Боград, 13.04.2006 год.
Просмотров: 8249
|
30.04.2010, 13:15 |