Грот является археологическим памятником. При раскопках в гроте обнаружены кости различных животных: мамонта, лошади, кулана, шерстистого носорога, благородного оленя, лося, сайгака, бизона, байкальского яка, сибирского горного козла, архара, пещерной гиены, пещерного льва и бурого медведя. В гроте была собрана коллекция костей плейстоценовых животных более чем 20 видов – возрастает местонахождение по радиоуглероду более 48 тысяч лет. Здесь же на полу, были обнаружены пять небольших каменных пластин из тёмно-серой алевритовой породы. В Хакасии, после грота Двуглазка, это самое древнее местонахождение пребывания человека на этой территории.
Учёные, изучавшие этот грот, пришли к выводу, что его населяли люди 30 тысяч лет назад, и служил он убежищем и как сторожевой пост.
Порядка 4-4,5 тыс. лет назад в гроте на стенах охрой были сделаны рисунки. Сохранилась не вся композиция, а лишь часть. Сегодня на одной стене просматриваются личины с туловищем, а на противоположной – лицо угловатой формы. В Хакасии подобного больше нет. Ясно, что эти рисунки носят культовый характер и не исключено, что этот грот ассоциировался у древних жителей с входом в постусторонний мир, который находился у основания «мировой горы». Расположен он у основания Тохзасского Массива, где ниже по течению уже начинается увалистый и равнинный рельеф. Мимо него, если уподобиться представлением древних, протекает река жизни – Белый Июс.
Вот как рассказывает о гроте Проскурякова исследователь природы Ширинского района В.Е. Дмитриев: «На одной из стен можно рассмотреть два лица с косичками. На противоположной стене – ещё одна, как бы рассматривающая рисунки правой стены, личина, имеющая более «мифологическое» исполнение. Такое расположение и особенности исполнения личин, вероятнее всего, не случайны. Логично допустить, что древние люди изобразили появление новорождённых из чрева смотрящей с левой стены параматери, что соответствует представлениям жителей этого района о мироздании».
По этнографическим данным известна одна деталь погребального обряда в Хакасии, которая прослеживается вплоть до начала XX века. После выноса трупа, пол юрты подметался и помещение окуривали богородской травой. Дверь юрты три раза открывали и закрывали, говоря: «Пойдем, дома никого нет». На то место, где лежал гроб с покойником, клали круглый черный камень «хара тac», и в этот момент одна из старушек заклинала: «Коли сюда вернется дьявол, съевший тебя, то пусть грызет этот камень! Пусть больше не будет в этом доме покойников, лучше пусть будет лежать камень «хара тac»! Пусть он займет твое место!»
Вход в пещеры - это и вход в мир умерших, и чрево праматери, рождающей человека. У входа в грот, при внимательном взгляде, можно обнаружить множество камней, которых нет около других гротов. Нет, они не были принесены древним человеком — их сюда, более двухсот тысяч лет назад, доставил ледник, язык которого, выходя из расположенной напротив долины, упирался именно в этот скальный массив. Как древние жители могли объяснить такое стечение обстоятельств: вход в подземный мир у основания мировой горы и чужеродные камни вокруг него? Бесспорно, что при своей острой наблюдательности они эту особенность заметили, но как восприняли - остается только гадать. Не исключено, что эти камни воспринимались как «хара тасы», которые предохраняли от смерти новорожденных». Грот Проскурякова. Его описал более 100 лет назад учитель Красноярской гимназии Проскуряков. Учёные, изучавшие этот грот, пришли к выводу, что его населяли люди 30 тысяч лет назад, и служил он убежище и как сторожевой пост.
Просмотров: 4723
|
02.10.2014, 13:42 |