Так получилось, что в благодатной Хакасско-Минусинской котловине за тысячелетия сменилось много народов и культур. Как итог: на территории современной Хакасии — огромное количество памятников разных эпох. Многие считают, что все это появилось благодаря предкам современных хакасов — кыргызам. Они действительно прославились многим: и как отважные воины, и как отличные скотоводы, и как искусные ремесленники. Но исторической справедливости ради надо сказать, что такие брендовые достопримечательности, как окуневские личины и тагарские курганы, отождествляемые с ними многими обывателями, не имеют к ним никакого отношения. Это — память о народах, населявших эту землю раньше.
Предки хакасов появились здесь в так называемую таштыкскую эпоху (I в. до н.э.- V в. н.э.). Напомню, что названия этой археологической эпохи — условное, как и остальных. Оно происходит от реки Таштык, где велись раскопки упомянутой культуры. Затем таштыкская культура сменилась родственной кыргызской. Во времена кыргызов в 6 веке и появилось древнехакасское государство.
Тагарская культура предшествовала таштыкской. Курганов тагарского времени (примерно VIII-III до нашей эры) с массивными оградами из каменных плит в республике можно видеть больше всего (самый известный пример — Большой Салбыкский курган). Замечу, что тагарцами народ, воздвигнувший их, тоже назвали наши современники: по месту раскопок могильника этого времени на острове Тагарском на Енисее. Если более понятно, то тагарцы — это сибирские скифы. Китайцы еще называли их динлинами.
Что касается фантастического Окуневского искусства, то его носители жили задолго до скифов (конец III-начало II тысячелетия до новой эры). Ученые величают их странным словом «окуневцы» по сходной причине, что и тагарцев с таштыкцами: раскопки могильника той эпохи велись у улуса Окунев.
Они прославились своими изваяниями с изображениями мифических личин и животных. Леонид Еремин привел один лишь пример уникальности этого явления: «Заходим в зал древних изваяний абаканского музея. Первое, что мы встречаем — ширинская „баба“: одна личина, вторая, третья. На четвертой, нижней, есть груди. На животе — солнышко, наш любимый геральдический символ. Вертикальная композиция, каких от Урала до Байкала навалом в каменном и деревянном исполнении. Заходим сбоку. Неожиданно эта вертикаль преломляется: груди нижней личины превращаются в глаза чудовища, которые наползают на солярный символ. Руки превращаются в передние лапы чудовища, рога — в задние лапы — какой-то мифологический сюжет. Заходим сзади. Снова вертикальное изображение: змеевидное существо поглощает солнышко. А с другого бока — опять горизонтальная проекция. Ребята, вы помните, когда у нас спираль научились заворачивать от вертикали до горизонтали и обратно? Авангард, Франция, конец XIX века. А 4 тысячи лет назад ни один народ мира до такого уровня не доходил. Откуда это у окуневцев, ранних охотников и скотоводов, непонятно».
Просмотров: 4245
|
08.01.2015, 18:57 |