Становление профессионального изобразительного искусства в Хакасии начинается с открытия в первые месяцы советской власти нескольких учебных заведений в Сибири: в Иркутске открывается народный университет изящных искусств, в Томске - народная академия художеств, в Омске – художественно-промышленный институт имени Врубеля и музей изобразительных искусств.
В 1930 году народный университет изящных искусств, в эти годы переименованный в Иркутский художественный техникум, поступил Варлам Георгиевич Шоев (1913-1988), который после окончания учебы работал в Хакасском областном краеведческом музее и одновременно в Хакасском национальном театре. Затем он уехал в Ленинград, стал вольнослушателем Академии художеств, а после окончания Великой отечественной войны недолгое время работал художником заводской газеты. Активно сотрудничал с газетами «Советская Хакасия» и «За Родину» с сериями антифашистских графических листов. В последние годы жизни занимался резьбой по дереву.
В 1930 году Хакасский уезд преобразован в Хакасскую автономную область, в связи с чем с 1931 года начинается деятельность Хакасского книжного издательства, с которым активно сотрудничал Григорий Алексеевич Аткнин (1906-1989). Григорий Аткнин также как и Варлам Шоев отправляется в Ленинград. Сначала он поступает на курсы при Академии художеств, а затем два года учится на скульптурном факультете института.
В предвоенные годы после окончания Омского художественного училища в Хакасию возвращается Дмитрий Петрович Черепанов (1915-1988), который активно включился организацию художественной жизни Хакасии. Так, он как и Арсений Григорьевич Андронов (1915-2001), после окончания войны преподавал рисунок и живопись в Хакасском педагогическом училище. Одним из ярких учеников Дмитрия Черепанова был Михаил Андреевич Бурнаков (1933-1977). По его рекомендации Михаил Бурнаков поступил в Ленинградское художественное училище, после окончания которого учился на факультете живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
В 1946 году Дмитрий Черепанов возглавил изостудию в Абаканском доме культуры, в этом же году стал участником этнографической экспедиции в Аскизский и Таштыпский районы, предпринятой ХакНИИЯЛИ под непосредственным руководством этнографа Юлии Артемьевны Шибаевой. Дмитрий Черепанов выполнил серию акварельных рисунков, которые хранятся в рукописном отделе ХакНИИЯЛИ. Первым из профессиональных художников Хакасии, Дмитрий Черепанов обращается к пейзажным картинам: «Протока», «В горах хакасских», «Зима на Енисее», «Таежный вечер», «Осенний этюд», к этнической теме: «Шаман», «Голова старика», «Печаль». Излюбленным жанром художника стал натюрморт: «Подсолнухи», «Гладиолусы», «Цветы моего сада», «Подснежники», «Подсолнухи в банке». В работах Дмитрия Черепанова все сердечно и просто. И отношение к живописи, и к людям, которых он любил и которым всегда стремился помочь. В училище и изостудии он работал рядом с учащимися, умел вдохнуть в свой труд сосредоточенное и возвышенное состояние духа, умел на этюдах слиться с природой, чтобы говорить о ее сокровенном. В 1968 году вместе с женой, художником Алефтиной Павловной Абышкиной переехал в село Шушенское.
В 1948-1949 годах в Хакасии был образован филиал Красноярского кооператива «Художник». В 1950-е годы художники Хакасии начинают активно работать в книжной графике, в станковом искусстве. Областная художественная выставка 1954 года показала уровень художественного мастерства Дмитрия Черепанова, Василия Новоселова, Григория Аткнина, Андрея Топоева, Павла Сарычева, Александра Калинина.
Создание художественных мастерских в Абакане в 1962 году способствовало становлению станкового искусства в Хакасии. Многие художники этого времени, особенно без художественного образования, благодаря художественной среде в Сибири, выставкам, поездкам по краю, в работе на пленэре, повышали свой профессиональный уровень. Так, живопись Юрия Худоногова, Бориса Ряузова, их хакасские пейзажные сюжеты оказали воздействие на живопись Григория Хлебникова, Василия Новоселова, Федора Пронских, Григория Серебрякова и многих других.
Ярким представителем худоноговской школы становится Александр Федорович Калинин (1922-2003), выпускник Свердловского художественного училища, известный серией хакасских пейзажей, среди которых ключевыми явились его: «Тропы скотоводов», «Цветет пикульник», «В степях Хакасии», «Древняя степь». Любовь к Хакасии, глубокое понимание ее природы, ее людей вдохновляло художника на создание поэтических картин. В ранних работах художника уже определились основные черты живописного языка художника, его стилевые особенности. Это скромная холодноватая цветовая гамма, панорамная композиция, придающая эпичность пейзажу, былинность образу природы Хакасии.
Дальнейшее развитие изобразительного искусства связано с появлением профессиональных художников-живописцев, выпускников Академии художеств в Ленинграде – Михаила Андреевича Бурнакова, Андрея Алексеевича Топоева (мастерская Е.Е. Моисеенко).
В жанре пейзажа, тематической картины, книжной иллюстрации успешно работает Андрей Алексеевич Топоев (1925-1998). Его сюжетно-тематические полотна «Проводы шамана», «Солдат вернулся», «Друзья-однополчане», «Тревожные 1920-е годы», «Родное село», портреты Селигеевой, хайджи Кадышева, вышивальщицы Бытотовой, деда Никифора, великолепная графическая серия – размышления художника о жизненной силе народа. В решении проблемы цвета, композиции, рисунка проявил себя настоящим исследователем. Поиск цвета и живописного тона особенно волновал художника. Сложный углубленный колорит способствует образности и целостности его полотен. Все его работы полны эмоционально-эпического настроя.
Одним из ярких явлений в художественной жизни Хакасии 1960-1970-х годов было творчество Михаила Андреевича Бурнакова. Выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина он принес в изобразительное искусство Хакасии тему родной земли и людей, определив свой творческий метод, в основе которого лежит живое, непосредственное общение с натурой. Герои его произведений из повседневности. Картины Михаила Бурнакова привлекают верностью правде жизни.
В 1970-1980-е годы в Хакасию приезжают выпускники художественных вузов и училищ страны. В Красноярском художественном училище получили образование Владимир Тодыков, Ричард Субраков, Аграфена Асочакова, Владимир Чаптыков, Григорий Серебряков, Владимир Капелько, Виталий Кызласов, Георгий Сагалаков, Александр Доможаков. Каждый из них принес в искусство Хакасии свою тему и свой неповторимый почерк. Выпускник Московского полиграфического института Георгий Никоненко расширяет возможности офорта, акварели в передаче пространственных сюжетов из жизни Хакасии.
Алма-атинское художественно-педагогическое училище выпустило мастера живописного натюрморта Леонида Романовича Барановского. Выпускник Фрунзенского художественного училища Николай Фадеевич Чарков работает над темой хакасской степи, ее разнообразия и историчности. Рижский художественный институт окончил Владимир Павлович Бутанаев, художник-журналист, известный серией рисунков на тему великих строек Хакасии. Выпускники Абрамцевского художественного училища Валентина и Михаил Семеновы обогатили искусство Хакасии интерьерными и экстерьерными монументальными композициями, подняли на высокий уровень декоративное искусство Хакасии.
Многие художники 70-80-х годов и сегодня представляют лицо изобразительного искусства Хакасии, так же как и художники последнего десятилетия ХХ века и начала века нынешнего – Григорий Краснов, Надежда Кобыльцова, Александр Кобыльцов, Наталья Хлебникова, Татьяна Коваль, Александр Ульянов, Константин Мамышев, Марат Бурнаков, Алексей Ултургашев, Вячеслав Кученов, Владимир Остриков и многие другие.
Ирина Кидиекова
Просмотров: 3265
|
20.10.2015, 12:30 |