Черногорск — второй после республиканского центра город в Хакасии. Он расположен в западной части Минусинской котловины на левобережье рек Абакан и Енисей, в 18 км к северу от административного центра республики — Абакана. С другими городами Черногорск связывают железнодорожный и автомобильный транспорт.
Слева от Черногорска виден Усть-Абаканский районный центр — поселок Усть-Абакан. Он расположен в месте слияния рек Енисея и Абакана. С юга за Черногорском — столица Хакасии город Абакан.
Самая старинная улочка города — Октябрьская. Она начинается в западной части Черногорска. Местные жители называют ее Девятым поселком — по номеру шахты. Здания небольшие, каменные, выкрашенные в одинаковый желтый цвет. Тут Черногорск двух-трехэтажный.
Слева, вдали, виднеются постройки старых отработанных шахт, терриконы, зеленые холмы. Затем начинается главная улица — Советская. Опять идут личные домики. Некоторые из них построены на восстановленных после добычи угля землях, на местах старых разровненных терриконов. Многоэтажные здания здесь строить нельзя, потому что земля может осесть под их тяжестью — внизу лабиринт отработанных шахт. Вот почему эти земли выделяются для личных домиков и для садовых участков.
К центру города улица Советская становится шире. Ее разделяет посередине аллея из вязов и елей. Дома в этой части города пяти и девятиэтажные. На Советской стоит здание городской администрации и городского Совета депутатов. На этой же улице расположены памятники погибшим шахтерам, советскому вождю В. И. Ленину, землякам, погибшим на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, Арка Славы.
Черногорск по своему рождению и предназначению является шахтерским городом. Месторождение угля открыто здесь в 1907 г. Тогда же были заложены Черногорские копи. Хозяйкой копей стала В.А.Баландина, известная в кругу делового и интеллектуального мира как одна из просвещенных женщин Сибири, обучавшаяся в Сорбонне, инициатор строительства железной дороги Минусинск — Ачинск.
Первую шахту она заложила в степи у выхода каменноугольных пластов, в 9 верстах от Енисея. Крохотный поселок при шахте состоял из двух бараков и нескольких землянок. Трудно было не только добыть уголь, но и доставить его потребителю. Баландина строит железную дорогу от шахт до ближайшей пристани на Енисее, покупает пароход, приобретает баржи для доставки угля в Красноярск.
Просвещенность хозяйки шахт не избавила ее от забастовки в 1910 г. В 1918 г. копи были национализированы. Но началась Гражданская война, шахты остановились. Многие шахтеры, вступив в красногвардейский отряд, отправились в Минусинск. Наступила разруха.
Только в 1920 г. производство угля было восстановлено. Для развития копей большое значение имело завершение в 1925 г. строительства железной дороги Абакан — Ачинск, от которой была проложена вепса к шахтам, и черногорский уголь стал использоваться для паровозов и пароходов.
Техническое оснащение шахт улучшалось медленно. Буровые машины появились только в 1929 г. Не хватало кадров. Поэтому в 1931 г. были открыты горнопромышленное училище и комбинат рабочего образования для переподготовки шахтеров и подготовки горных мастеров и бригадиров. Вскоре здесь развернулось стахановское движение. Была создана школа передовых методов труда.
В 1936 г. решением ВЦИК поселок Черногорские копи был преобразован в город Черногорск областного подчинения. Вступили в строй кирпичный завод и городской водопровод.
В военные годы интенсивность добычи угля возросла, построены новые три шахты. 120 добровольцев (из 500 подавших заявления) были отправлены под Сталинград. Для них собрали 50 тыс. рублей на орркие. Черногорцы внесли также свои трудовые сбережения на постройку самолета. Оказывали они помощь и в восстановлении хозяйства пережившей оккупацию Калининской области на сумму 100 тыс. рублей.
Строительство новых шахт продолжалось и после войны. В 1950 г. начали добывать уголь открытым способом. Внедряются новые методы труда, основанные на новой технике, в частности, метод бурильщика А.С.Рудя.
В 1960-е гг. начинают развиваться и другие виды промышленности. Строятся комбинаты камволъно-суконный и искусственных кож, завод стройматериалов и конструкций. Кирпичный завод отправляет свою продукцию на Саяно-Шушенскую ГЭС, а также на стройки в Монголию. Выпускаются товары народного потребления.
Сайт города: chernogorsk.com
Просмотров: 11136
|
17.10.2008, 11:40 |