Музей-заповедник «Казановка», стал гордостью Аскизского района и всей Хакасии. «Казановка» — образец того, как нужно относиться к историческому и культурному наследию, бренд, востребованный учеными и туристами со всего мира. Экскурсии по заповеднику открывают перед людьми особенный мир: одновременно простой и очень гармоничный, объяснимый и полный загадок и тайн.
В «Казановке» известны четыре тропы духов, есть даже пользующееся дурной славой место, называемое Турачах (домик). По представлениям местных жителей, Турачах – жилище горных духов.
Скалы здесь, согласно легендам и сказаниям, раздвигаются, выпуская горных духов, и сдвигаются, когда духи возвращаются домой. Если в этот момент рядом с Турачах окажется обычный человек, его может затянуть вглубь скалы. До сих пор здесь ходят слухи о пропадающих время от времени людях.
Изображения братьев горного духа хара кизилер (черных людей) можно увидеть в виде петроглифов на писанице Хазын Хыр. Высечены они в виде человеческих фигур с птичьими ногами, ростом высоки. По преданиям, братья имеют довольно непредсказуемый характер. В зависимости от настроения, хара кизилер могут и навредить, и помочь. По поверьям, являются хара кизилер людям чаще всего на закате, с западной стороны. Столкнуться с ними можно на охоте в тайге. Если человек им понравится, то «черные люди» и зверя под выстрел выгонят, и тропу заблудившемуся подскажут. Если нет – погубят.
И в наше время есть немало людей, которые воочию наблюдали горных духов. Рассказывают, что, как правило, это мужчины и женщины очень высокого роста, восседающие на украшенных конных повозках. Показавшиеся людям горные духи обычно красивы и очень нарядны, однако встреча с ними предвещает либо будущее испытание, либо изменения в судьбе.
Неподалеку от гостиничного юртового комплекса «Казановки», в окруженной горами живописнейшей долине Кюг (счастье), стоит одинокий гранитный памятник Ах тас (белый камень). Тысячелетиями Ах тас являлся местом поклонения, своеобразным культурным центром. С ним связано множество обрядов и легенд, и одно из главных назначений этого камня, установленного в долине около четырех тысяч лет назад, – помогать людям.
Ах тас называют целебным камнем. Последние полторы тысячи лет этот камень использовался местным населением для лечения различных болезней. «Лечит» Ах тас от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови. Ученые не исключают, что целебная сила камня объясняется замеченной здесь геомагнитной аномалией.
Легенда, о появлении камня. Ах тас (белый камень)
Старуха (Иней) и старик (Апсах) привели в счастливую долину свой народ – остановились, огляделись: место им понравилось. Решили жить здесь, но Иней сказала, что аал нужно ставить направо от горы Аар таг, а Апсаху больше приглянулась левая сторона. Долго они спорили – подрались. Иней победила. В гневе она так толкнула старика, что тот перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть – на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется Апсах тас, Каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика.
Иней очень переживала обиду мужа – отошла чуть в сторонку, присела... и тоже обратилась в камень.
Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с небольшой долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.
Каменная старуха – Иней тас – покровительствовала скотоводству. Вплоть до 50-х годов прошлого века «помогала» людям – здесь совершались таг таиг – обряды жертвоприношений горному духу, покровителю рода. У Иней тас просили помощи в разных делах. У самого подножья Иней тас была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены 14 скульптур домашних животных. Быки, лошади, овцы были изготовлены из речной гальки и красного песчаника. Из этой коллекции сохранилось всего три фигурки. А сама Иней тас в самом начале 60-х годов прошлого века была взорвана. Во время войны и в послевоенные годы к Иней тас вновь стали приходить люди и проводить здесь обряды. Тогдашние идеологи не придумали ничего лучше, кроме как уничтожить культовый памятник. Удивительный храм под открытым небом был разрушен. Говорят, после этого скот в Хакасии стал хуже плодиться. Еще говорят, что никто из участников этого святотатства не закончил свою жизнь благополучно.
А Иней тас и после «смерти» пользуется особым почитанием. Теперь гора, где стоял камень, называется Иней-паары (подножие Иней). Здесь вновь проводятся обряды, проезжающие непременно делают «сек-сек», на ветви берез, роща которых ожерельем обступила место, где прежде стояла Каменная старуха, повязываются чалама.
Побывавшие здесь в полной мере могут ощутить красоту и силу этого необычного места, где бабушка Иней, даже потеряв прежний облик, вновь помогает своему народу.
Просмотров: 9266
|
10.02.2011, 21:57 |