В традиц. Хакасской музыкальной культуре выделяются несколько жанровых сфер: нарративная, обрядовая, трудовая, песенно-лирич., инструментальная. Нарратив. представлена жанрами эпоса и сказки. Общий термин для обозначения произведения с вымышлен. сюжетом нымах/ымах/умах, собств. эпич. сказания обозначаются термином алыптых нымах ‘богатырское сказание’ или аттых нымах ‘конное сказание’ и представляют собой масштаб. произведения, исполнение к-рых предполагает чередование речевых и поющихся эпизодов. Для последних характерно сочетание особой вокал. манеры, имеющей этнич. обозначение хай (см. Горловое пение), и инструм. сопровождения на дощечной цитре чатхан/чадыган либо чашечной шейковой лютне хомыс. Допускается также речевое исполнение эпоса, т. н. пешая сказка. В рамках эпич. традиции функционирует жанр кип чоох – легенда. Широкую известность получили кип-чоох «Ожен пиг» и «Чанар хус». Общим тембровым признаком многообраз. стилей, школ и индивид. исполнит. манер хая является использование различ. видов фарингализованного (с использованием сжатой гортани) пения. Речевые эпизоды эпич. произв. представляют собой пересказ спетого. В жанре кип-чоох муз. фрагменты, исполненные хаем, соответствуют монологам гл. действ. лиц, что роднит данный жанр с мифол. кип-чоохом и сказкой. Поющиеся фрагменты эпоса имеют строфическое или тирадное строение, в жанре кип-чоох преобладает строфика. Для ритмики характерен силлабич. тип (слогу текста соответствуют 1–2 звука напева). Звуковысотная орг-ция в эпосе предусматривает интонирование на высоте осн. тона с использованием субкварты (мелод. развитие перенесено в партию чатхана). В нек-рых исполнител. вариантах (преим. жен. и в осн. в жанре сказки или кип-чооха) используется мелодизированный хай, дублирующий инструм. партию. Наиболее известные хайджи – Х.М. Балахчин, П. Чебодаев, С. Боргояков, С.П. Кадышев, П.В. Курбижеков, А.В. Курбижекова, М.К. Янгулов, С. Кайлагашев, С.Е. Бурнаков, А.С. Бурнаков, Е.П. Миягашев и др.
Обрядовая сфера включает музыку шаман. традиции, быт. заговоры, семейно-быт. фольклор, плачи сыыт. Шаман. музыка сопровождает обряды-камлания, представл. собой синкретическое музыкально-поэтич. искусство в сопровождении бубна и др. фоноинструментов. Шаман. фольклор существует в виде отдельно сохраняемых песнопений и в виде собственно обрядов-камланий. Композиц. структура камланий отличается многочастностью, чередованием эпизодов, использованием различ. рода формул, всех осн. типов интонирования (речевого, вок., сигнального, тонированной речи) с большой ролью интонирования. Тембровая специфика связана с различ. видами вибрато и фарингализации. Последняя особенность отличает шаман. интонирование хакасов от др. южносиб. шаман. традиций. Семейнообряд. фольклор представлен разнообраз. свадеб. песнями, мелодически не выделенными из песенно-лирич. традиции, плачами сыыт, индивидуализир. колыбельными укачиваниями. Плачи функционируют в кач-ве самостоят. жанра, связан. с похорон. и поминал. обрядностью, а также включаются в др. жанры, в частн., в кип-чоохи и сказки о животных («Плач глухаря», «Плач волчонка», «Плач зайчика» и т. д.).
Трудовой фольклор включает песни, сопровожд. труд. процессы, сигналы по упр-нию домаш. животными, голосовые и инструм. охотничьи сигналы для приманивания добычи.
Песенно-лирич. сфера обозначается терминами ыр (качинцы, кызыльцы, койбалы, бельтиры) или сарын (сагайцы, хакас. шорцы), определяющ. т. н. общие песни. Им противопоставлен жанр тахпах ‘песня-импровизация’, представл. собой лирич. монолог либо диалог. При этом тахпах может включаться в структуру повествования об обстоятельствах его сочинения. Диалогические тахпахи были попул. формой общения на свадьбах и др. обществ. праздниках. Такие песен. состязания имеют спец. назв. айтыс. По содержанию песни чрезвычайно разнообразны, однако на мелодич. уровне это разнообразие нивелируется использованием типовых напевов, на к-рые исполняется песен. репертуар. В данной сфере до сих пор проявляется диалектное членение Х. м. к., поскольку типовые напевы имеют локальное бытование в пределах того или иного муз. диалекта. Подробной классификации муз. диалектов хакасов пока не существует. Для песен всех групп хакасов характерно использование широкообъемных диатонических звукорядов, неквадратной ритмики, строфической формы. Хакасы исполняют ист. песни (напр., о Канза-бие), у сагайцев имеется пласт игровых песен («Табыл-тубыл», «Ики хусхачах», «Хызыл пугдай», «Мактар» и др.).
Муз. инструменты и инструм. музыка представлены наигрышами на продольной флейте без игровых отверстий хобрахе, чашечной шейковой лютне ыых (смычковой), гетероглоттическом варгане тимир хомысе, дощечной цитре чатхане. Если щипковая лютня хомыс используется для сопровождения эпич. сказаний, то дощечная цитра чатхан функционирует практически во всех сферах интонац. культуры хакасов и как аккомпанир. (при исполнении эпоса, сказок, легенд, песен), и как сольный инструмент. Помимо муз. инструментов имеются обрядовый бубен тр с колотушкой орбо, разнообразные охотничьи манки: пыргы (на марала), сымысхы (на косулю), сыгыртхы (на мелких зверей и птиц) и др.
Муз. культура европ. типа в Хакасии начинает формироваться с 1920-х гг. Широкое развитие получила муз. самодеят-ть, осн. организаторами к-рой являлись культ.-просвет. учреждения (кружки, рабоче-крест. клубы). В 1923 в с. Усть-Абаканское (с 1931 – Абакан) создан 1-й Народный дом (б-ка, драм. кружок, струн. оркестр). В 1923 на Всерос. с. х. выставке в Москве выступал один из нац. коллективов хакас. худ. самодеят-ти. В 1931 состоялась 1-я в Хакасии олимпиада худ. самодеят-ти (в кон. 1950-х – 1960-е гг. проводились слеты сказителей и народ. певцов). В 1931 в Абакане образован Нац. театр (с 1954 – Хакас. обл. драм. театр), где ставились пьесы с музыкой (см. Хакасский театр и драматургия). В 1930–40-е гг. при обл. радиокомитете функционировал самодеят. нац. хор, солисты, выступали народ. сказители. Оркестр народ. инструментов создан при Абаканском пед. училище (рук. Д.И. Штыгашев). В 1942 в Абакане открыта дет. муз. школа, в 1960 – муз. училище (с 1994 – колледж в структуре Хакасского гос. ун-та), при нем организованы хор, симф. и дух. оркестры, оркестр народ. инструментов. В 1959 образован обл. Дом народ. творчества, обл. хоровое об-во. С 1961 выступает хакас. народ. ансамбль песни и танца «Жарки». В 1989 открылась филармония (см. Филармонии в Сибири). Создан нац. театр «Читiген» (1988; рук. В.И. Ивандаев; позже преобраз. в муз.-драм.), фольклор. ансамбль к-рого «Айланыс» неоднократно выступал за рубежом (Польша, Голландия, Бельгия, Франция, Монголия). В 1990-х гг. в Хакасском гос. ун-те начал действовать муз. фак-т. В 2000 создан симф. оркестр (см. Симфонические оркестры в Сибири).
В композит. творчестве центр. место занимает наследие А.А. Кенеля, создателя 1-й и пока единств. нац. оперы «Чанар Хус и Ах Чибек» (1970), вокал.-танц. «Хакасской сюиты», песен, пьес для различ. инструментов, музыки к спектаклям. К хакас. муз. фольклору обращались композиторы А.П. Новиков, В.Н. Крюков, Т.Б. Назарова и др. 1-й проф. композитор-хакас Г.И. Челбораков – авт. симф. поэм («Таёжная быль», «Подвиг», «Хакасия», «Тун Пайрам»), инструм. пьес и сюит (для скрипки, чатхана), песен, музыки к спектаклям. Значит. место в Х. м. к. занимает творчество композиторов-любителей (Г.Е. Колмаков, Н.В. Катаева, А.К. Стоянов, А.И. Куц и др.).
Среди видных деятелей Х. м. к.: сказители С.П. Кадышев, М.К. Добров, П.В. Куржибеков и др., певцы К. Сунчугашева, А.С. Бурнаков, В.Г. Чаптыков, скрипач Л.А. Спивак, пианисты В.В. Глаголев и В.Н. Мартынов, хормейстер Р.Л. Парфенова.
В Респ. Хакасия работают (2006): Гос. филармония, симф. оркестр, ансамбль песни и танца «Улгер» (1990), муз.-драм. театр, Центр культуры и нар. творчества, муз. колледж, дет. муз. школы и школы искусств.
Просмотров: 4822
|
22.02.2014, 12:43 |