Всего материалов: 12 Показано материалов: 1-12 |
Абдин Алексей Алексеевич 1961г.р. Художник театра. Окончил Красноярское художественное училище им. Сурикова. Работал художником в республиканском драматическом театре Участник художественных выставок с 1986 года.
Агалаков Валерий Михайлович 1956г.р. Художник живописец. Окончил Красноярское художественное училище им. Сурикова. Участник художественных выставок с 1976 года.
Михаил Александрович Аршанов - один из зачинателей хакасской литературы, Н.М.Ахпашева, М.Р.Баинов, В.Б.Балашов, Ф. Т.Бурнаков, М.Г.Воронецкий, Герман Надежда Николаевна, Н.Г.Доможаков, С.П.Кадышев, Г.Г. Казачинова, Л.П. Катаева, Карачаков Сергей Егорович...
Кобельков Василий Гаврилович, Кобяков Василий Андреевич, Козловский Алексей Дмитриевич, Коков Михаил Семенович, Котожеков (Чапрай) Александр Иванович, Курбижекова Альбина Васильевна, Майнагашева Татьяна Андреевна, Нербышев Николай (Каркей) Трофимович…
Суворов Георгий Кузьмич, Султреков Анатолий Егорович, Степанова Лариса Петровна (Лариса Катаева), Тиников Николай Егорович, Угдыжеков Виктор Викторович, Чебодаев (Одаев) Михаил Николаевич, Шулбаева Валентина Гавриловна...
На горе, на которую надеялся, зверя может не оказаться.
Ход коня в молодняке виден, доброта человека в молодости заметна.
От злого языка и камень разбивается.
Плохой человек в долгу не останется, сделавшему добро дом сожжёт.
Обхватишь одной рукой, а шум раздается по горам (ружьё).
Сама маленькая — со всеми справляется (пуля).
Грудь впалая, ход прямой (лодка).
Состарится, черной становится (черемуха).
Семьдесят одежек одето, а и семи пуговиц не пришито (капуста).
Седая старушка в сороках одеждах (капуста).
В 1924 году была сформирована комиссия по созданию хакасского алфавита на основе латинской графики. В нее вошли Андрей Казанаков, Тимофей Балтыжаков, Константин Самрин, Александр Топанов. Новая письменность появилась у хакасов в 1925 г. С этим событием непосредственно связанно издание первой газеты на хакасском языке «Хызыл аал» (1927), которой принадлежит исключительная роль в формировании литературного языка и художественного вкуса читателя. На страницах «Хызыл аал» печатались первые произведения хакасских писателей: стихи и рассказы А. Топанова, П. Штыгашева, В. Кобякова, М. Аршанова, М. Кокова, К. Самрина и др. На ее страницах запечатлелись и первые критические заметки о зарождающейся литературе.
Тун-пайрам – праздник первого айрана (айран – кислый напиток из перебродившего молока). Торжество проводилось в июне, после перекочёвки скотоводов с зимника на летник. Перезимовавший скот поправлялся на первом зелёном корму, появлялись первые молочные продукты.
К празднику Тун-пайрам готовились заранее. Заводили айран, шили новые наряды. В определённый день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливали берёзки и разводили большой костёр. К коновязи привязывали ритуального коня (по-хакасски ызых). Ызых освящался и считался хранителем благополучия скота.
Легенда о хребте Читы Хыс, легенда об озере Иткуль, легенда о Шира, легенда об озере Белё, легенда о Абакане и т.д.
В этой статье можно прочитать Хакасские сказки на русском языке: Певец и чатхан. Шестьдесят небылиц. Мальчик в бочке. Лисица и колонки. Ленивый мальчик и синичка. Как птицы царя выбирали. Адычах и Кечох. Батрак Торсых. Бай и охотник. Волшебный чатхан. Два брата. Как бедняк бая обманул. Как мальчик заставил смерть на себя работать.
В этой статье опубликованы стихи о Хакасии
В традиционной Хакасской музыкальной культуре выделяются несколько жанровых сфер: нарративная, обрядовая, трудовая, песенно-лирическая, инструментальная. Нарратив. представлена жанрами эпоса и сказки. Общий термин для обозначения произведения с вымышлен. сюжетом нымах/ымах/умах, собств. эпич. сказания обозначаются термином алыптых нымах ‘богатырское сказание’ или аттых нымах ‘конное сказание’ и представляют собой масштаб. произведения, исполнение которых предполагает чередование речевых и поющихся эпизодов.
Всего материалов: 12 Показано материалов: 1-12 |