• Иконка погода погода
    Абакан
    +3...+11° C
     Главная » Республика Хакасия » Общая информация о Хакасии » Культура Хакасии

Главная легенда Хакасии

Давным-давно суши на земле совсем не было. А было темно и мрачно от густого тумана, поднимающегося с океана. Лишь иногда маленькие смелые лучи солнца пробивались сквозь серую пелену, которую не мог разогнать даже колючий ветер. И тогда можно было увидеть как появлялась и вновь исчезала странствующая утка Хас. Она отчаянно кричала, потому что вот-вот на свет должно было появиться яйцо, а кусочка суши для гнезда так и не находилось. Отчаявшись, утка Хас глубоко вдохнула, набрала побольше воздуха и камнем упала в пучины волн.

Её клюв уткнулся в мягкий чёрный ил. Она схватила кусочек ила и, оттолкнувшись лапами от дна океана, устремилась вверх. Добыча была так мала, что её не хватило для сооружения гнезда, и поэтому, отдышавшись, утка Хас снова нырнула. Потом ещё и ещё…

Вскоре ей были не страшны ни злой океан, ни холодный ветер. На дне океана она нашла тот самый кусочек суши, которого ей так не хватало для гнезда.

Ветер подсушил ил и он превратился в настоящую землю. В последний раз поднялась утка Хас высоко в небо, осмотрела с гордостью свою работу и с победным криком легко заскользила вниз, потому что настал момент…яйцо появилось на свет… Вот так и появилась на нашей планете земля. И всё это произошло благодаря смелой утке Хас… По той земле, что разрослась из гнёздышка утки Хас, бежала белая волчица, пронзённая стрелой. Через горы и реки, через леса и степи стремилась она к родному порогу. С каждым новым прыжком из смертельной раны её падали капли крови. И там, где они просачивались в землю, там рождался тюркский народ. Наконец добралась она до широкой степи у подножия Саян и вытянулась у порога своего дома в великом сне. Последние капли крови упали из её раны на родительскую землю и поднялся здесь народ хакасский. Он долго оплакивал свою мать-прародительницу и похоронил её с почестями под четырьмя камнями. С какой бы стороны света ни пришли к её могиле сыновья, она всегда их ждёт и встречает. По великим праздникам поднимается дух белой волчицы и парит над сынами своими, радуясь или скорбя вместе с ними…

 


Легенда о хребте Читы Хыс (буквально: «семь девушек»)

— Давным-давно жило семь сестер, семь дев-богатырш. Шестеро из них были сильными и уверенными, а одна — робкой и не такой мощной, как они. Они были удачливыми охотницами и воительницами. И однажды загордились от своих успехов: на охоте стали убивать больше зверя, чем могли унести, демонстрируя свою ловкость. Перестали приносить жертву хозяину места. И горный дух решил их наказать.

Пришел страшный голод. Девушки тоже голодали вместе со своим народом и даже тайно договорились съесть младшую сестру. Она случайно узнала об их планах и убежала. Спасаясь от погони, кинулась она от отчаяния в воды реки, которая с тех пор стала называться Аскиз (Ас Хыс - «голодная дева»).

Девушка поведала о своих горестях духу вод. Он был возмущен коварностью ее сестер и решил их наказать. Наступило ужасное наводнение. Уровень воды почти сровнялся с горами, а она все прибывала. Народ готовился к смерти. В последний момент сестры осознали, что были неправы и что их поведение приведет к гибели людей. Они встали на пути у прибывающих вод, взявшись за руки. За время передышки люди построили медный плот, на котором спаслись.

А когда вода ушла, плот оказался на вершине незнакомой горы. И люди увидели, что это не гора, а плечо одной из девушек. Преграждая путь волнам, сестры от напряжения окаменели, образовав горный хребет.

 


Легенда об озере Белё

В далекие времена, на том месте, где сейчас раскинулась водная гладь озера Беле, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было так много, что человеку пройти было трудно. И была среди них одна огромная птица, крылья которой были такие сильные, что если задевали деревья, то выворачивали их с корнем. И звери, и люди очень боялись той птицы, но убить ее никто не мог. Потому что, когда она летала, от нее во все стороны лились горячие лучи. Кого они касались - тот падал замертво. Жил в тех краях богатырь, и пришли к нему люди с просьбой, чтобы избавил он их от этой огненной птицы. Подумал

богатырь и согласился. Его возлюбленная вышила пояс, подарила его юноше на счастье. Три дня и три ночи мастерил себе богатырь из тысячи лиственниц крепкий лук и стрелы, да отправился черной ночью, чтобы птица его не увидела, на охоту удачу пытать. Вскоре услышали люди страшный грохот - то сошлись в схватке могучий богатырь и огромная птица. Убил он птицу, но и сам погиб. Упали они на землю - все кругом затряслось. А от той страшной птицы такой огонь начался, что небу стало жарко. Когда земля и леса полыхнули белым жаром, то стало так светло, что народ закричал: "Бело! Бело! Бело"

Много дней бушевал огненный ураган и выжег вокруг все живое. Люди бежали оттуда, и все просили у богов прекратить пожар. Смилостивились боги и послали на землю ливни, потушившие огонь. А в том месте, где упали богатырь и птица, образовались огромные озера. Возлюбленная богатыря пришла на берег, где погиб ее друг, и горько заплакала. От ее слез одно озеро стало соленым. В наш и дни озера так и остались сцепленными между собой, как в схватке, ручьем. И теперь, по прошествии сотен лет, в этих краях не растут деревья, а в память о полыхавшем пожаре за озерами закрепилось название - Беле.

 


Легенда об озере Иткуль

В стародавние времена в одном рыбном озере жил страшный и сильный Хозяин воды, который не любил, когда люди ловили у него в закромах рыбу. Часто выплывал наверх, хватал всех, кто был на берегу и уносил к себе в глубокий омут. Люди боялись его, пытались задобрить, бросая в воду дорогие подарки. Но водный дух был неумолим. И тогда пригласили могучего богатыря Иту, чтобы защитил он их от нападок Хозяина воды. Богатырь приехал на озеро и стал спускать большую сеть. Услышав шум, водный дух рассердился и решил наказать смелого богатыря - и рыбы не дать, и в омут затащить. Да не тут то было! Смелым и сильным оказался богатырь, не дался в руки Хозяину воды. Сцепились они в схватке, подставил ногу Ита, упал водный дух, но не счел себя проигравшим. Договорились они трижды провести богатырскую схватку, но Ита решил схитрить и заслал «своего младшего брата» - медведя. Встал зверь на задние лапы и стал бороться с духом. Долго они друг у друга силу пытали, и в том месте, где топтались - болото сделалось. Но и эту схватку проиграл Хозяин воды. Ита предложил ему попытать силу со «старшим братом» - тигром. Сам сходил к тигру, рыбу принес и обо всем рассказал. Согласился зверь, только просил, чтобы смог он за эту службу в озере рыбу вволю ловить.

И вот снова водный дух выплыл на битву, а тут на него тигр как прыгнет! Кинулся в озеро, спрятаться захотел. Да куда там! Прекрасно плавает и ныряет тигр, и в воде не выпустил Хозяина воды. Света белого невзвидел водный дух, выбежал на берег и признался в своем поражении. С тех пор люди смогли в озере безнаказанно рыбу ловить, а водный дух спрятался в самом глубоком омуте. Заполз под тяжелый камень и решил подольше на свет не вылезать, теперь боится худое делать. А люди в честь богатыря прозвали озеро его именем - Ита-куль - озеро Ита. Вот только дружбы с тигром у витязя не получилось. Не смог зверь, как было договорено, безнаказанно рыбой лакомиться. Обиделся и ушел.

 


Легенда о Шира

...В давние-давние времена, их ни деды, ни прадеды не помнят, а уже после, как от Боруса вода отхлынула после потопа, и снова в горах тайга зашумела, и в степи ковыли заволновались, люди вместе с духами жили. Когда угождали им — мир соблюдался. Да другому духу, неукротимому и вздорному, все поперек кажется. Он, дух, то ветер-смерч над землей завертит, то пал огневой на степь пустит, то наводнение устроит. Всё новой угоды от людей ждет.

В те времена в ширинской степи род жил: в морозы на зимниках стоял, летом овец и коней по травам пас. По древним обычаям люди жили, любились-женились, детей рожали, старое вспоминали, о будущем думали, сказки сказывали, песни пели. И жила в роду девушка, красотой наливалась, пятьдесят косичек заплетала, тахпах пела:

Дерево зеленое около озера, да тень его на воде, давно собрался этот народ, да на меня только и смотрит.

Многие на нее засматривались, да не каждому она взгляд приветливый дарила, суженого-ряженого ждала. Обычное дело. Только к сердцу девичьему всегда тропинка найдется, добрый парень обязательно ее протопчет. Так и здесь. Нашелся Силиг-оол (красивый парень), заворожил девичьи глаза смелой повадкой, словами заветными, совсем вскружил голову. И все бы у них ладно было, к свадьбе дело шло, уже родственники к пиру готовились, калым складывали. Да видно не под счастливой звездой оба родились. Попалась Шира, так девушку звали, на глаза злому духу, решил он ее себе в жены взять, у рода людского отобрать. Никакой силы нет отбиться от вздорного.

А парню не по нутру духовы приставания, решил защитить любимую. Сел на коня, лук и стрелы взял, саблю острую — вызвал духа на смертный бой. Встретились они в степи пустой и гладкой, семь дней и семь ночей бились. Где саблей махнут — лог появится, где кони копытами землю взбороздят — гряда сопок вырастет. Устал парень биться, может, в трудный миг добрую молитву забыл или еще что, всякое случается, не каждому удается силу темную одолеть.

Только взмахнул злой дух саблей — и пал парень под копыта своего коня А девушка за поединком наблюдала. Как увидела гибель любимого, бросилась к нему, обняла несчастливого, горько зарыдала-запричитала.

Хотел дух схватить девушку да к себе тащить, а она взмолила Мать-Солнце о смерти скорой. И там, где парень под копыта пал — гора поднялась. Кто Улгу-тас называл, кто — Улгу-тигей. По-разному назвать можно. А где девушка у груди его плакала, озеро горько-соленое разлилось огромное. С тех пор Шира называется...

 


Легенда о Абакане

Давным-давно на земле Хакасской появился медведь-великан (аба). Он обитал вблизи одного из аулов: уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе жителей. Но вот в ауле вырос молодой алып (богатырь), который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись, пытаясь одолеть друг друга. Богатырь ранил медведя, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Шел день, другой. Он знал, что раненый зверь долго не выдержит. Однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, чувствуя близкий конец, как содрогалась земля, когда он вырывал с корнями деревья, откалывал от скал огромные глыбы и бросал их вниз. Когда взошло солнце, смелый охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой. Абахан (Абакан), так стали называть эту реку местные жители, ибо по-хакасски «аба» — медведь, «хан» («канн») — кровь, т. е. «медвежья кровь».

 


Легенда о Черном шамане

В начале XX века неподалеку от пещеры черного дьявола (Кашкулакской) жил старый шаман, которого местные жители очень уважали и боялись. Рассказывали, что этот шаман был столь могущественен, что мог оживлять животных, силой взгляда перемещать гигантские валуны и превращать камни в золотые слитки. В начале 1920-х годов, когда в Восточной Сибири шла Гражданская война, в тех местах объявилась банда под командованием атамана Соловьева.

Однажды жестокий "батька» схватил старого шамана и потребовал от него золото, которое, по слухам, в несметных количествах хранилось в потайных местах Кашкулакской пещеры. Шаман не только не открыл атаману, где хранятся сокровища, но и предсказал его скорую гибель. По приказу Соловьева старого шамана сбросили со скалы в глубокую пропасть. А вскоре отряд атамана попал в засаду, устроенную ужурскими чоновцами (в рядах которых служил будущий писатель Аркадий Гайдар), и был полностью уничтожен. С того времени, призрак шамана всякий раз является незваным гостям пещеры, наводя на них ужас, лишая рассудка, а иногда даже и жизни.

 


Легенда об Усть-Бюре

В царстве синих тасхылов жил старый охотник Оромай, и была у него дочь – прекрасная Аяна. Многие юноши мечтали завоевать сердце Аяны, увидев её на празднике в улусе Тазмин. Но дорога к урочищу, где стояло жилище Оромая, была полна опасностей: огромные валуны подстерегали всякого, кто пытался пробраться в урочище, стаи коршунов набрасывались на путников, а более всего был страшен белый волк Бюр, который слыл хозяином царства синих тасхылов.

Только Аяна не боялась ходить по горным кручам. Непроходимая тайга словно расступалась перед ней, волки и медведи не подходили к Аяне. Но чувствовала девушка, что кто-то постоянно сопровождает её на прогулках. Но кто? Это было загадкой.

Как-то приснился Аяне сон, падала она с горной кручи, и подхватил её орел, а когда приземлился, то превратился в юношу. Назвался он Каскаром. Долго искала Каскара Аяна по лесу, но не нашла. А её невидимый спутник стал тайно ходить за ней. Однажды отец сказал Аяне, что нашел в лесу раненого охотника и зовут его Каскар. Птицей полетела Аяна к юноше: это был её Каскар – из сна. Долго ухаживала за ним девушка, молодые люди узнали, и полюбили друг друга. Оромай благословил их, и Каскар с Аяной отправились на родину жениха.

Путь был труден. Деревья уже не уступали дорогу, и коршуны кружили над их головами. Когда наступила ночь, молодые развели костер. Красива была Аяна в блеске пламени, Каскар сравнил её с голубкой: так хрупка была она в белоснежной одежде. Только приблизился он, чтобы поцеловать Аяну, как раздалось страшное рычание, и кто-то огромным прыжком упал на молодых и увлек их в костер.

Обнаружил Оромай на пепелище только тело Каскара. Долго искал старик свою дочь, но не нашел. А скоро в те места пришли люди на заготовку леса. Услышали они историю о прекрасной Аяне и свирепом Бюре. Но посчитали её сказкой. Тяжела была работа лесорубов – не поддавались деревья ни пилам, ни топорам. Пришли они тогда к старому охотнику. Посоветовал он не поминать на ночь Бюра, а по утрам приветствовать вместе с солнцем Аяну.

Так и сделали лесорубы. Как только они громко назвали её имя, стая белых голубей появилась над лесом. Расселись птицы на те деревья, которые собирались рубить люди. И пошла работа. А тайга с тех пор перестала быть для устьбюрцев непроходимой, хотя в ней по-прежнему хозяйничает белый Бюр, не пожелавший отдать людям прекрасную Аяну – жемчужину царства синих тасхылов.

Тайга ожила. Первые лесорубы с топорами и двуручной пилой взялись валить лес. Запах хвои витал в воздухе. Любопытные сороки разнесли весть: строится поселок с названием Усть-Бюр. Волкам пришлось облюбованное место покинуть, а вот название они свое оставили: Усть-Бюр – «Волчье логово».

 


Легенда о горе Чалпан

В старину под горой, на берегу Абакана жил шаман по имени Чалбарт. Великий шаман Чалбарт имел большую семью. Однажды, когда наступил голодный год, Чалбарт решил спасти свой род. Он посадил многочисленную родню в юрте и начал камлание. Перед выходом в шаманское путешествие он предупредил: «Через дымовое отверстие юрты с неба посыпятся дары тайги, но до тех пор, пока не закончится мое камлание, никто не должен прикасаться к ним!». Когда стало сыпаться, и юрта заполнилась дарами тайги, младшая невестка не выдержала и исподтишка взяла большую шишку, украдкой вытащила орешек и тихонько его раскусила.

В тот же миг в юрту ворвался вихрь, закрутивший в диком круговороте шамана и всё нападавшее. Таежные дары вместе с Чалбартом вылетели через дымовое отверстие. Когда шаман пролетал над крышей юрты, прозвучал его рассерженный голос: «Нельзя нарушать запреты духов. Трагедия произошла не по моей вине, а по вашей». Сам Чалбарт с бубном и жезлом со страшной силой был вбит в скалу, на которой и ныне виден его отпечаток. Теперь эта скала носит название Чалбарт (по-русски «Чалпан»).

 


Легенда, о появлении камней Апсах тас, Ах тас и Иней тас

Старуха (Иней) и старик (Апсах) привели в счастливую долину свой народ – остановились, огляделись: место им понравилось. Решили жить здесь, но Иней сказала, что аал нужно ставить направо от горы Аар таг, а Апсаху больше приглянулась левая сторона. Долго они спорили – подрались. Иней победила. В гневе она так толкнула старика, что тот перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть – на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется Апсах тас, Каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика.

Иней очень переживала обиду мужа – отошла чуть в сторонку, присела... и тоже обратилась в камень.

Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень.

(Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с небольшой долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.)



Категория: Культура Хакасии | Добавил: TigraS | Теги: легенды, фольклор, культура
Просмотров: 25021 | Рейтинг: 5.0/3
21.09.2015, 09:03
Похожие материалы

Комментарии Всего комментариев: 0