История православия на территории Хакасии
Главная » Республика Хакасия »
Общая информация о Хакасии »
Из истории ХакасииПрисоединение и освоение Сибири были начаты с 1581 года при московском царе Иоанне Васильевиче Грозном, который, под влиянием просветительных идей святителя Макария, митрополита Московского, преследовал цель покорить восточные пределы не столько силой оружия, сколько благодатной силой христианского просвещения.
Православные русские миссионеры продвигались на вновь осваиваемые Российским государством территории в Сибири вместе с продвижением на них русского военного и гражданского населения. Строились остроги-крепости и в них - часовни, а затем церкви. Образовывались деревни и на несколько деревень строилась церковь.
Территория современной Хакасии осваивалась Российским государством в продолжение всего XVII века. В 1707 г. император Петр I распорядился основать первый на Хакасско-Минусинской территории казачий Абаканский караульный острог в непосредственной близости с Хакасией на противоположном берегу р. Енисей (напротив с. Абакано-Перевоз Боградского района). В это время были определены внешние границы вошедшей в состав Российского государства Хакасии. Тува была принята в состав России в 1914 г.
Территория нынешней Абаканской и Кызылской епархии в разное время входила в состав следующих епархий:
первоначально - в состав Сибирской и Тобольской епархии (основана в 1620 г. при Святейшем Патриархе Филарете);
с 1820-х гг. была приписана к новообразованной Иркутской епархии;
в 1834 г. - целиком вошла в состав Томско-Енисейской епархии;
с 1861 г. с выделением в самостоятельную Енисейской и Красноярской епархии из состава Томско-Енисейской - принадлежала Енисейской и Красноярской епархии;
с 1923 по 1937 гг. с открытием Минусинской и Усинской епархии - большей частью входила в ее состав;
с 1937 г. - вошла в состав Красноярской и Енисейской епархии;
с 1945 г., со времени возобновления церковной жизни единственного на территории епархии Никольского прихода, вошла в Новосибирскую и Барнаульскую епархии;
с 1990 г. по 1995 г. - входит в состав возрожденной Красноярской и Енисейской епархии.
Распространение Православия на Хакасской земле связано, прежде всего, с миссионерской деятельностью Тобольской епархии, а также позже и других епархий, в составе которых находилась Хакасия.
На территории Хакасии можно отметить два способа формирования приходских структур. Во-первых, на пограничных с Хакасией территориях строились форпосты, которые представляли собой остроги-крепости, преимущественно населенные казаками. В них воздвигались часовни, а затем строились церкви. Во-вторых, храмы возводились в отдельных административных центрах (с расположением степной Управы, степной Думы), заселенных почти полностью местным хакасским населением. Ответственность за создание и организацию таких приходов практически полностью возлагалась на закрепленных за ними священников. При этом государство оказывало поддержку миссионерским трудам священников.
Первое крещение местного населения было совершено в 1707 г. митрополитом Тобольским и Сибирским Филофеем (на кафедре пребывал в 1701-1711 гг.; 1715-1721 гг.) в верховьях реки Июс во время совершения поездки по епархии.
Первый приход, в который входили две хакасские деревни, заселенные переселенцами из Российских губерний (Абакано-Перевоз, Бородино), был открыт в 1709 г. в Абаканском караульном остроге на противоположном берегу р. Енисей. К имевшейся деревянной часовне был пристроен алтарь, и по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Феодора, в этом же году была освящена церковь в честь св. Архистратига Божия Михаила.
Позднее, в 1759 г., в связи с тем, что место, на котором стояла церковь, было смыто водами протоки реки Енисей, по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла в с. Абаканском в другом удобном месте была заложена, а в 1766 г. освящена новая деревянная церковь во имя Вознесения Господня с приделом в честь св. Архистратига Михаила.
В 1797 г., по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама, был заложен фундамент нового каменного двухпрестольного храма вместо обветшалой деревянной церкви. В 1798 г., по его же благословению, был заложен третий придел. В 1802 г. было совершено освящение двух приделов: в честь св. Архистратига Михаила и в честь св. Николая Чудотворца, а позднее, в 1817 г., был освящен главный придел во имя Вознесения Господня.
В 1770 г. в с. Аскиз, состоявшем тогда из нескольких юрт и дома сагайского "князца" Амзора, самостоятельно образовался первый на территории Хакасии инородческий приход. В 1771 г. по благословению епископа Тобольского и Сибирского Варлаама "тщанием Томской духовной консистории и прихожан ясашных, разнородных племен койбалов, сагайцев и мрасцев", а, главным образом, князца Амзора, в крещении Феодора, "который отличался набожностью и духом веры", был построен и вскоре освящен храм в честь св. апостолов Петра и Павла. К 1826 г. из 4835 человек, проживавших на территории Петро-Павловского прихода 3613 человек приняло таинство Крещения. В 1831 г. храм по не установленной причине сгорел.
К 1851 г. по благословению епископа Томского и Енисейского Афанасия было совершено освящение новопостроенной каменной Свято-Петропавловской церкви. В 1879 г. с южной стороны пристроили второй придел в честь святого князя Владимира.
В 1911 г. был освящен первый на территории современной Тувы деревянный храм в честь святителя Иннокентия Иркутского. В 1913 г. образовался приход, в состав которого входили две деревни: Туран и Уюк. В 1914 г. с образованием поселения был построен деревянный храм на берегу Енисея в с. Белоцарском (ныне Кызыл) в честь Архангела Гавриила.
В период до 1917 года на территории нынешней Абаканско-Кызылской епархии были открыты и действовали следующие приходы:
Батеневский в честь иконы Божией Матери Живоносный источник (1880 г.);
Бейский Покровский (1814 г.);
Больше-Сейский святителя Алексия, митрополита Московского (1910 г.);
Матурский (1911 г.);
Ново-Марьясовский (1858 г.);
Сабинский Петро-Павловский (1866 г.);
Синявский Богоявленский (1893 г.);
Сонский Михаило-Архангельский (1863-1865 гг., 1896 г.);
Табатский Свято-Духовский (1908 г.);
Таштыпский Христорождественский (1833 г.);
Усть-Абаканский Никольский (1859 г.);
Усть-Ербинский Петро-Павловский (1842 г.);
Усть-Есинский Евдокиевский (1876 г.);
Усть-Фыркальский (1859 г.);
Чебаковский Покровский (1867 г.).
Кроме того, имелись молитвенные дома в следующих поселениях: д. Арбатская, прииск братьев Барташовых, д. Верхнеербинская, улус Кокашкинский, д. Монокская, улус Опаков, улус Сеськин, с. Таштып - на кладбище, улус Толчеинский, улус. Усть-Чульский, улус Чарковский (позже был построен храм).
Таким образом, в XIX в. было открыто более десятка приходов, а также многочисленные молитвенные дома. Каждый приход охватывал своей деятельностью несколько селений, и, таким образом, численность верующих, относящихся к приходу составляла от более чем одной до нескольких тысяч человек. К концу XIX в. официально было признано, что все население Хакасии обращено в православную веру.
Крещение и христианское просвещение большей части местного населения Хакасии - это результат многолетних и самоотверженных миссионерских трудов священников на местах. До 1873 г. обращением язычников в православную веру занималась также особая миссия, состоящая из двух священников и псаломщиков, которая затем была упразднена. После учреждения Енисейской епархии в 1871 г. был организован епархиальный комитет Православного миссионерского общества под председательством и попечением Преосвященного епископа Павла.
Первые миссионерские труды, в основном священнослужителей Тобольской и Сибирской епархии, по распространению православной веры в Хакасии, положенные в XVIII в., носили эпизодический характер и были малоэффективны. И лишь длительные, многолетние усилия по обращению в христианство инородцев, благодатию Святаго Духа постепенно приносили свои плоды, что было выражено, например, в случаях добровольного массового крещения хакасов.
Как правило, такие массовые крещения происходили во время посещения приходов архиереями. Так в 1867 г. Преосвященный Никодим, епископ Енисейский и Красноярский, осматривая южные районы новообразованной епархии, совершил крещение 80 человек в с. Аскиз. В 1873 г. Преосвященный епископ Енисейский и красноярский Антоний, совершая поездку для обозрения церквей Минусинского округа, будучи заранее оповещен, 15 июля в с. Аскиз участвовал в крещении 3003 хакасов, в том числе 612 шаманов, затем еще 50 хакасов в с. Таштып, и дополнительно 50 хакасов в с. Аскиз.
В 1880-х годах, главным образом трудами Преосвященного епископа Енисейского и Красноярского Тихона (возглавлял епархию с 1886 г. по 1892 г.), были установлены связи с Алтайской Духовной миссией (основана в 1828 г.).
Миссия посылала для хакасских приходов Минусинского и Усинско-Уренхайского краев благочестивых православных учителей из алтайцев. В свою очередь, и с различных приходов Хакасии представители коренного населения направлялись для обучения в Бийское катехизаторское училище. Свое дальнейшее обучение некоторые из них проходили также в Минусинской гимназии и в Красноярской духовной и учительской семинарии.
С деятельностью Алтайской Духовной миссии связано создание одного из инородческих приходов - Матурского, самого дальнего стана миссии, а также создание первого и единственного на территории Хакасии Матурского женского монастыря в честь Иверской иконы Божией Матери в 1911 г. неподалеку от с. Матуры в с. Усть-Анджуль (ныне с. Анжуль Таштыпского района), насчитывавшего в то время 18 монахинь.
Большое значение для просвещения светом Христовой истины хакасов оказала издательская деятельность Алтайской миссии. Издаваемая миссией духовная литература на алтайском языке, родственном хакасскому, распространялась через Минусинское благочиние по приходам Хакасии.
Рукоположение местных священников из числа хакасов также имело весьма важное миссионерское значение для утверждения православной веры среди прихожан Хакасии. Известны подвижнические труды священников из числа местных жителей Евфимия Катанова, Николая Катанова, Иоанна Штыгашева, Симеона Чесмочакова и других. Священник Николай Катанов первый перевел на сагайский диалект "Символ веры" и некоторые другие молитвы. Священник Иоанн Штыгашев перевел созданный святителем Макарием (Невским), возглавлявшим Алтайскую Духовную миссию с 1830 г. по 1844 г., первый алтайский букварь на шорский диалект, а священник Николай Катанов на сагайский диалект. С именем священника Симеона Чисмочакова связано появление первых печатных изданий духовной литературы на хакасском языке, которые сделали более доступными вероучительные истины Православия для хакасов.
Отрадное и неизгладимое впечатление оставляли среди коренного населения богослужения на родном языке. Священники Иоанн Штыгашев, Николай Катанов, Симеон Чисмочаков и другие совершали Литургию на местных диалектах хакасского языка. Святитель Макарий (Невский), посещая приходы Хакасии, также не раз служил на алтайском языке вместе с местными священниками, которые сослужили ему на местных диалектах. Святитель "подметил отличия местного диалекта и приноровился так, что присутствующим из десяти слов было непонятно одно-два слова, но смысл они понимали".
Очень важное значение для усвоения истин Православной веры коренным населением имело открытие церковно-приходских и министерских школ в приделах прихода. Обучаясь вместе, дети хакасов и русских быстро впитывали язык друг друга и затем легко понимали друг друга. Кроме этого, дети получали основные истины вероучения, истории Православия. Создание таких школ зачастую производилось на собственные средства священников, преподавание в них также велось, прежде всего, образованными священнослужителями. Следует отметить и наличие довольно полных библиотек литературы духовного содержания на всех приходах Хакасии.
К концу XIX в. все приходы Хакасии имели одну или несколько школ. В Туве, в Туране и Уюке, также были построены и открыты министерские одноклассные училища (в 1908 г. и в 1910 г. соответственно).
Распространение православной веры в Туве, как и в Хакасии, было связано с апостольской ревностью, мужеством и самоотвержением миссионеров. Священник Николай Путилов, еще не будучи в сане, московский мещанин, образованный человек, имевший в Минусинском округе винокуренный завод и лавку, продал завод и лавку и по благословению епископа Енисейского и Красноярского Антония, в конце 1870-х г. г. посвятил себя миссионерской деятельности, решившисьь основать православную миссию на территории Усинского края, где проживали в основном старообрядцы, и Тувы. Известен своими трудами священник Владимир Юневич, с 1913 г. - настоятель Туранского прихода, открывший сначала в Туране, в Уюке и затем на нескольких зимниках приходские читальни.
С наступлением 1917 г. Церковь вступила в тяжкую годину лютых гонений и глубоких скорбей.
С принятием Декрета СНК от 23 февраля 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от Церкви" Церковь была полностью вытеснена из всех учебных заведений, лишена права юридического лица, обкрадена через присвоение церковных зданий и имущества государством. Приходы повсеместно были вынуждены заключать договоры с местными властями (представителями районного Совета рабочих и крестьян депутатов) на пользование зданиями прихода.
В 1922 г. по всей стране прошла волна изъятия церковных ценностей. Из церквей Хакасии тогда было изъято 1118 предметов общим весом 29 пудов, 17 фунтов, 68 золотников золота и 65 серебра. В церквах оставалось лишь минимальное количество икон и церковной утвари, необходимой для богослужения.
Произведенный в 1922 г. в Москве обновленческий раскол коснулся и Енисейско-Красноярской епархии. Центром "живоцерковников" на территории Сибири стала Новосибирская митрополия, которую возглавил обновленческий "митрополит всея Сибири" Петр. Обширная территория епархии была поделена обновленцами для своих целей на пять частей-епархий: Красноярскую, Енисейскую, Минусинскую, Ачинскую и Канскую. Епископ Енисейский и Красноярский Зосима (Сидоровский) в сентябре 1922 г. перешел в обновленчество и возглавил епархию уже в качестве обновленческого архиерея.
Многие приходы, священники Хакасии искусились, поддержав обновленческий раскол. В 1926 г. в Хакасии насчитывалось 19 священников, 12 из которых причисляли себя к обновленцам. В 1927 г. на своем съезде обновленцы-священники и миряне из Хакасии обсуждали вопрос об образовании обновленческой епархии в Хакасии, после образования в 1923 г. Хакасского уезда, а в 1925 г. Хакасского округа.
В то время законной церковной власти в Енисейской и Красноярской епархии не было; святитель и исповедник Патриарх Тихон в Москве был арестован. Обращает на себя трепетное внимание поистине христианское, исповедническое стояние в вере оставшихся верными пастырей Хакасии и Тувы, которые возвышали свой голос в защиту истинной Православной Церкви.
Среди них можно отметить причисленного к лику святых новомучеников и исповедников Российских святителя Амфилохия (Скворцова), который, будучи назначенный настоятелем кладбищенской церкви в Минусинске в 1924 г., открыто выступил против обновленцев, обличая их в отступлении от Православия, за что претерпел арест со стороны ОГПУ.
Рукоположенный в феврале 1925 г. в Москве во епископа Енисейского и Красноярского святитель Амфилохий по своем прибытии в Красноярск в апреле того же года снова выступил против обновленцев, за что был в июле арестован и заключен в тюрьму в Красноярске, а затем к 3 годам заключения в Соловецком концлагере.
В 1023 г. была открыта отдельная от Енисейско-Красноярской Минусинская и Усинская епархия, которая включила в себя приходы Хакасии и Тувы. Епископом на новую кафедру был рукоположен архимандрит Димитрий (Вологодский), служивший в Минусинском уезде до своей хиротонии в Москве 6/19 мая 1923 г.
19 ноября 1923 г. в Сретенской кладбищенской церкви была совершена первая архиерейская Литургия. На ней принесли покаяние в обновленческом расколе протоиерей Димитрий Дубровин и священник Николай Соловьев. А далее и другие священники приносили такое покаяние. Произошел массовый отход от обновленчества, многие приходы Хакасии в 1924 г. собирали приходские собрания и обращаются с письмами-уведомлениями в Минусинский уездный исполком об избрании себе в качестве архиерея поставленного Священноначалием Церкви епископа Димитрия (Вологодского). До открытия Минусинской кафедры из 125 приходов Минусинского уезда и Усинского края 115 перешло в обновленчество. С приходом Владыки Димитрия 95 приходов вернулось в Православие.
В период с 1920-х по начало 1930-х гг. наблюдается повсеместное закрытие церквей на территории Хакасии и Тувы. Церкви закрывались советскими властями под различными предлогами, а зачастую и без каких-либо объяснений. Это поначалу и расторжение заключенных на пользование церковными зданиями договоров с приходами под предлогами обветшания зданий, это и прямое обвинение в контрреволюционной деятельности духовенства и членов прихода.
Духовенство и верующие в Хакасии и Туве подверглись массовым репрессиям и расстрелам.
В 1924 г. на владыку Димитрия (Вологодского), управлявшего Минусинской епархией до этого времени, было заведено уголовное дело по 77, 90 и 219 статьям Уголовного кодекса. Ему был запрещен выезд за пределы Минусинска и запрещено совершение богослужений.
Одним из первых прекратил свое существование в 1926 г. Матурский женский монастырь. Святитель Амфилохий (Скворцов), живя в монашеской общине в тайге с 1928 г., в апреле 1931 г. по необоснованному обвинению в проведении антисоветской агитации был арестован и заключен в тюрьму при Минусинской исправительно-трудовой колонии, вместе с ним были арестованы священник и все насельницы монашеской общины, за исключением монахини Варвары (Цевелевой), которой удалось бежать. В ноябре 1931 г. епископ Амфилохий был приговорен к пяти годам заключения в концлагере, а монахини - к пяти годам ссылки в Восточную Сибирь. В сентябре 1937 г. по окончании срока заключения тройка НКВД приговорила святителя к расстрелу. Приговор был приведен в октябре того же года.
В 1933 г. епископ Димитрий вместе с членами епархиального совета был арестован органами ОГПУ по необоснованному обвинению и был осужден на 5 лет, с заменой ввиду преклонного возраста ссылкой в Нарымский край на тот же срок. Будучи освобожден из-за болезни, в июне 1934 г. владыка вернулся в Минусинск. В июле 1935 г. он был восстановлен правящим архиереем Минусинской епархии. Имеются документы, свидетельствующие о вынужденном тайном ввиду гонений совершении богослужений владыкой в домах верующих. 14 сентября 1937 г. 23 октября 1937 г. епископ Димитрий вновь был арестован органами НКВД и мученически скончался в заключении в Минусинске.
Священникам и прихожанам Никольского храма в г. Абакане было предъявлено нелепое обвинение в участии в офицерско-белогвардейской повстанческой боевой дружине и в 1937 г. настоятель протоиерей Алексий Скорпилин, второй священник Василий Олейников и члены прихода - все в количестве 6-и человек были расстреляны без предъявления каких-либо доказательств. По этому делу было арестовано около 40 человек.
Репрессиям также подверглись священник Чебаковской церкви Георгий Шоев, священник Ново-Марьясовской церкви Павел Троицкий, священник Монокской церкви Максим Масюк, священник с. Батени Александр Покровский (расстрелян в 1933 г. в г. Абакане), иеромонах в с. Анжуль Серафим (Берестов) (расстрелян в 1937 г. в Минусинске) и другие священнослужители.
Настоятель Иннокентьевской церкви в Туране священник Владимир Юневич ве 1937 г. постановлением тройки УНКВД Красноярского края о исключительной мере наказания был расстрелян в г. Минусинске.
Примером исповедничества является жизнь причисленного к лику святых священномученика Евфимия Горячева. Отец Евфимий Горячев, имея большую многодетную семью, служил в Ачинском благочинии вначале настоятелем храма, затем благочинным. Он ревностно выступал в защиту чистоты Православия, против обновленчества, за что в 1929 г. был арестован, и в 1930 г. осужден на 3 года лагерей. В 1934 г. после своего освобождения по просьбам прихожан Бейского храма с благословения священноначалия служил в с. Бея. На него были возложены непомерные налоги, запрещалось совершать богослужения в храме; он был приговорен к шести месяцам лишения свободы за "нарушение режима прописки", что позже заменили штрафом.
Отец Евфимий, подорвав основательно в лагерях здоровье, скитался со своей семьей по домам прихожан, устраивая в них храмы и тайно от властей совершая Литургию, не имея возможности служить в храме. В начале 1936 г. у него случился инфаркт, но он нашел в себе силы служить на Пасху, сообщив об этом официально властям. Не дав завершить службу, ворвавшиеся ночью в его дом сотрудники НКВД арестовали его вместе с прихожанами, обвинив в совершении религиозных обрядов и таинств, и после длительных разбирательств в августе 1936 г. он был приговорен Особым Совещанием при НКВД к 3 годам лагерей. Через год, в лагере, отцу Евфимию было предъявлено ложное обвинение и в сентябре 1937 г. он был расстрелян.
Таким образом, на территории Хакасии к 1934 г. храмы не действовали и церковная жизнь, казалось была полностью разрушена..
Лишь в конце Великой Отечественной войны, когда отношение властей к Церкви несколько изменилось, в декабре 1944 г. верующим Абакана по их ходатайству возвращается, после своего десятилетнего запустения, Никольский храм. На Рождество Христово в храме совершается первая служба.
Печальная участь постигла большинство храмов в Хакасии. В с. Аскиз в 1947 г. церковь была снесена, а на ее месте построен Дом культуры; в с. Бея в церкви после 1934 г. была утроена пожарная охрана, затем осенью 1938 г. ее взорвали; в с. Усть-Есь - снесена в 1956 г.; в с. Усть-Чуль в 1940 г. - снесена часовня; в д. Батени и д. Усть-Ерба церкви были снесены в связи с переносом деревни и заполнением Красноярского водохранилища; в с. Сон - клуб, в Чебаках - амбулаторию, два дома Анжульского монастыря разобрали и, в конце концов, уничтожили, 1961 г. - разрушена церковь в Туране.
В годы правления советской власти действовали Никольский храм в г. Абакане, а также Благовещенский храм в г. Абазе. В 1951 г. был построен и открыт новый храм на новом месте в Кызыле.
В наступившие годы перестройки, с падением устоев социалистического строя, когда Церковь получает определенную свободу, началось образование новых приходов и в Хакасии.
В 1990 г. была возрождена Красноярско-Енисейская епархия, в состав которой входили приходы Республики Хакасия. Управлял епархией епископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов).
В 1995 г. определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода была образована Абаканско-Кызыльская епархия, Управляющим епархией был назначен епископ (с 2000 г. - архиепископ) Викентий (Морарь).
В 1999 г. Преосвященный епископ Викентий был назначен на Екатеринбургскую кафедру. Временное управление епархией было поручено архиепископу Красноярскому и Енисейскому Антонию.
29 декабря 1999 г. постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода епископом Абаканским и Кызылским назначен епископ Южно-Сахалинский и Курильский Ионафан (Цветков).
Православные русские миссионеры продвигались на вновь осваиваемые Российским государством территории в Сибири вместе с продвижением на них русского военного и гражданского населения. Строились остроги-крепости и в них - часовни, а затем церкви. Образовывались деревни и на несколько деревень строилась церковь.
Территория современной Хакасии осваивалась Российским государством в продолжение всего XVII века. В 1707 г. император Петр I распорядился основать первый на Хакасско-Минусинской территории казачий Абаканский караульный острог в непосредственной близости с Хакасией на противоположном берегу р. Енисей (напротив с. Абакано-Перевоз Боградского района). В это время были определены внешние границы вошедшей в состав Российского государства Хакасии. Тува была принята в состав России в 1914 г.
Территория нынешней Абаканской и Кызылской епархии в разное время входила в состав следующих епархий:
первоначально - в состав Сибирской и Тобольской епархии (основана в 1620 г. при Святейшем Патриархе Филарете);
с 1820-х гг. была приписана к новообразованной Иркутской епархии;
в 1834 г. - целиком вошла в состав Томско-Енисейской епархии;
с 1861 г. с выделением в самостоятельную Енисейской и Красноярской епархии из состава Томско-Енисейской - принадлежала Енисейской и Красноярской епархии;
с 1923 по 1937 гг. с открытием Минусинской и Усинской епархии - большей частью входила в ее состав;
с 1937 г. - вошла в состав Красноярской и Енисейской епархии;
с 1945 г., со времени возобновления церковной жизни единственного на территории епархии Никольского прихода, вошла в Новосибирскую и Барнаульскую епархии;
с 1990 г. по 1995 г. - входит в состав возрожденной Красноярской и Енисейской епархии.
Распространение Православия на Хакасской земле связано, прежде всего, с миссионерской деятельностью Тобольской епархии, а также позже и других епархий, в составе которых находилась Хакасия.
На территории Хакасии можно отметить два способа формирования приходских структур. Во-первых, на пограничных с Хакасией территориях строились форпосты, которые представляли собой остроги-крепости, преимущественно населенные казаками. В них воздвигались часовни, а затем строились церкви. Во-вторых, храмы возводились в отдельных административных центрах (с расположением степной Управы, степной Думы), заселенных почти полностью местным хакасским населением. Ответственность за создание и организацию таких приходов практически полностью возлагалась на закрепленных за ними священников. При этом государство оказывало поддержку миссионерским трудам священников.
Первое крещение местного населения было совершено в 1707 г. митрополитом Тобольским и Сибирским Филофеем (на кафедре пребывал в 1701-1711 гг.; 1715-1721 гг.) в верховьях реки Июс во время совершения поездки по епархии.
Первый приход, в который входили две хакасские деревни, заселенные переселенцами из Российских губерний (Абакано-Перевоз, Бородино), был открыт в 1709 г. в Абаканском караульном остроге на противоположном берегу р. Енисей. К имевшейся деревянной часовне был пристроен алтарь, и по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Феодора, в этом же году была освящена церковь в честь св. Архистратига Божия Михаила.
Позднее, в 1759 г., в связи с тем, что место, на котором стояла церковь, было смыто водами протоки реки Енисей, по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла в с. Абаканском в другом удобном месте была заложена, а в 1766 г. освящена новая деревянная церковь во имя Вознесения Господня с приделом в честь св. Архистратига Михаила.
В 1797 г., по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама, был заложен фундамент нового каменного двухпрестольного храма вместо обветшалой деревянной церкви. В 1798 г., по его же благословению, был заложен третий придел. В 1802 г. было совершено освящение двух приделов: в честь св. Архистратига Михаила и в честь св. Николая Чудотворца, а позднее, в 1817 г., был освящен главный придел во имя Вознесения Господня.
В 1770 г. в с. Аскиз, состоявшем тогда из нескольких юрт и дома сагайского "князца" Амзора, самостоятельно образовался первый на территории Хакасии инородческий приход. В 1771 г. по благословению епископа Тобольского и Сибирского Варлаама "тщанием Томской духовной консистории и прихожан ясашных, разнородных племен койбалов, сагайцев и мрасцев", а, главным образом, князца Амзора, в крещении Феодора, "который отличался набожностью и духом веры", был построен и вскоре освящен храм в честь св. апостолов Петра и Павла. К 1826 г. из 4835 человек, проживавших на территории Петро-Павловского прихода 3613 человек приняло таинство Крещения. В 1831 г. храм по не установленной причине сгорел.
К 1851 г. по благословению епископа Томского и Енисейского Афанасия было совершено освящение новопостроенной каменной Свято-Петропавловской церкви. В 1879 г. с южной стороны пристроили второй придел в честь святого князя Владимира.
В 1911 г. был освящен первый на территории современной Тувы деревянный храм в честь святителя Иннокентия Иркутского. В 1913 г. образовался приход, в состав которого входили две деревни: Туран и Уюк. В 1914 г. с образованием поселения был построен деревянный храм на берегу Енисея в с. Белоцарском (ныне Кызыл) в честь Архангела Гавриила.
В период до 1917 года на территории нынешней Абаканско-Кызылской епархии были открыты и действовали следующие приходы:
Батеневский в честь иконы Божией Матери Живоносный источник (1880 г.);
Бейский Покровский (1814 г.);
Больше-Сейский святителя Алексия, митрополита Московского (1910 г.);
Матурский (1911 г.);
Ново-Марьясовский (1858 г.);
Сабинский Петро-Павловский (1866 г.);
Синявский Богоявленский (1893 г.);
Сонский Михаило-Архангельский (1863-1865 гг., 1896 г.);
Табатский Свято-Духовский (1908 г.);
Таштыпский Христорождественский (1833 г.);
Усть-Абаканский Никольский (1859 г.);
Усть-Ербинский Петро-Павловский (1842 г.);
Усть-Есинский Евдокиевский (1876 г.);
Усть-Фыркальский (1859 г.);
Чебаковский Покровский (1867 г.).
Кроме того, имелись молитвенные дома в следующих поселениях: д. Арбатская, прииск братьев Барташовых, д. Верхнеербинская, улус Кокашкинский, д. Монокская, улус Опаков, улус Сеськин, с. Таштып - на кладбище, улус Толчеинский, улус. Усть-Чульский, улус Чарковский (позже был построен храм).
Таким образом, в XIX в. было открыто более десятка приходов, а также многочисленные молитвенные дома. Каждый приход охватывал своей деятельностью несколько селений, и, таким образом, численность верующих, относящихся к приходу составляла от более чем одной до нескольких тысяч человек. К концу XIX в. официально было признано, что все население Хакасии обращено в православную веру.
Крещение и христианское просвещение большей части местного населения Хакасии - это результат многолетних и самоотверженных миссионерских трудов священников на местах. До 1873 г. обращением язычников в православную веру занималась также особая миссия, состоящая из двух священников и псаломщиков, которая затем была упразднена. После учреждения Енисейской епархии в 1871 г. был организован епархиальный комитет Православного миссионерского общества под председательством и попечением Преосвященного епископа Павла.
Первые миссионерские труды, в основном священнослужителей Тобольской и Сибирской епархии, по распространению православной веры в Хакасии, положенные в XVIII в., носили эпизодический характер и были малоэффективны. И лишь длительные, многолетние усилия по обращению в христианство инородцев, благодатию Святаго Духа постепенно приносили свои плоды, что было выражено, например, в случаях добровольного массового крещения хакасов.
Как правило, такие массовые крещения происходили во время посещения приходов архиереями. Так в 1867 г. Преосвященный Никодим, епископ Енисейский и Красноярский, осматривая южные районы новообразованной епархии, совершил крещение 80 человек в с. Аскиз. В 1873 г. Преосвященный епископ Енисейский и красноярский Антоний, совершая поездку для обозрения церквей Минусинского округа, будучи заранее оповещен, 15 июля в с. Аскиз участвовал в крещении 3003 хакасов, в том числе 612 шаманов, затем еще 50 хакасов в с. Таштып, и дополнительно 50 хакасов в с. Аскиз.
В 1880-х годах, главным образом трудами Преосвященного епископа Енисейского и Красноярского Тихона (возглавлял епархию с 1886 г. по 1892 г.), были установлены связи с Алтайской Духовной миссией (основана в 1828 г.).
Миссия посылала для хакасских приходов Минусинского и Усинско-Уренхайского краев благочестивых православных учителей из алтайцев. В свою очередь, и с различных приходов Хакасии представители коренного населения направлялись для обучения в Бийское катехизаторское училище. Свое дальнейшее обучение некоторые из них проходили также в Минусинской гимназии и в Красноярской духовной и учительской семинарии.
С деятельностью Алтайской Духовной миссии связано создание одного из инородческих приходов - Матурского, самого дальнего стана миссии, а также создание первого и единственного на территории Хакасии Матурского женского монастыря в честь Иверской иконы Божией Матери в 1911 г. неподалеку от с. Матуры в с. Усть-Анджуль (ныне с. Анжуль Таштыпского района), насчитывавшего в то время 18 монахинь.
Большое значение для просвещения светом Христовой истины хакасов оказала издательская деятельность Алтайской миссии. Издаваемая миссией духовная литература на алтайском языке, родственном хакасскому, распространялась через Минусинское благочиние по приходам Хакасии.
Рукоположение местных священников из числа хакасов также имело весьма важное миссионерское значение для утверждения православной веры среди прихожан Хакасии. Известны подвижнические труды священников из числа местных жителей Евфимия Катанова, Николая Катанова, Иоанна Штыгашева, Симеона Чесмочакова и других. Священник Николай Катанов первый перевел на сагайский диалект "Символ веры" и некоторые другие молитвы. Священник Иоанн Штыгашев перевел созданный святителем Макарием (Невским), возглавлявшим Алтайскую Духовную миссию с 1830 г. по 1844 г., первый алтайский букварь на шорский диалект, а священник Николай Катанов на сагайский диалект. С именем священника Симеона Чисмочакова связано появление первых печатных изданий духовной литературы на хакасском языке, которые сделали более доступными вероучительные истины Православия для хакасов.
Отрадное и неизгладимое впечатление оставляли среди коренного населения богослужения на родном языке. Священники Иоанн Штыгашев, Николай Катанов, Симеон Чисмочаков и другие совершали Литургию на местных диалектах хакасского языка. Святитель Макарий (Невский), посещая приходы Хакасии, также не раз служил на алтайском языке вместе с местными священниками, которые сослужили ему на местных диалектах. Святитель "подметил отличия местного диалекта и приноровился так, что присутствующим из десяти слов было непонятно одно-два слова, но смысл они понимали".
Очень важное значение для усвоения истин Православной веры коренным населением имело открытие церковно-приходских и министерских школ в приделах прихода. Обучаясь вместе, дети хакасов и русских быстро впитывали язык друг друга и затем легко понимали друг друга. Кроме этого, дети получали основные истины вероучения, истории Православия. Создание таких школ зачастую производилось на собственные средства священников, преподавание в них также велось, прежде всего, образованными священнослужителями. Следует отметить и наличие довольно полных библиотек литературы духовного содержания на всех приходах Хакасии.
К концу XIX в. все приходы Хакасии имели одну или несколько школ. В Туве, в Туране и Уюке, также были построены и открыты министерские одноклассные училища (в 1908 г. и в 1910 г. соответственно).
Распространение православной веры в Туве, как и в Хакасии, было связано с апостольской ревностью, мужеством и самоотвержением миссионеров. Священник Николай Путилов, еще не будучи в сане, московский мещанин, образованный человек, имевший в Минусинском округе винокуренный завод и лавку, продал завод и лавку и по благословению епископа Енисейского и Красноярского Антония, в конце 1870-х г. г. посвятил себя миссионерской деятельности, решившисьь основать православную миссию на территории Усинского края, где проживали в основном старообрядцы, и Тувы. Известен своими трудами священник Владимир Юневич, с 1913 г. - настоятель Туранского прихода, открывший сначала в Туране, в Уюке и затем на нескольких зимниках приходские читальни.
С наступлением 1917 г. Церковь вступила в тяжкую годину лютых гонений и глубоких скорбей.
С принятием Декрета СНК от 23 февраля 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от Церкви" Церковь была полностью вытеснена из всех учебных заведений, лишена права юридического лица, обкрадена через присвоение церковных зданий и имущества государством. Приходы повсеместно были вынуждены заключать договоры с местными властями (представителями районного Совета рабочих и крестьян депутатов) на пользование зданиями прихода.
В 1922 г. по всей стране прошла волна изъятия церковных ценностей. Из церквей Хакасии тогда было изъято 1118 предметов общим весом 29 пудов, 17 фунтов, 68 золотников золота и 65 серебра. В церквах оставалось лишь минимальное количество икон и церковной утвари, необходимой для богослужения.
Произведенный в 1922 г. в Москве обновленческий раскол коснулся и Енисейско-Красноярской епархии. Центром "живоцерковников" на территории Сибири стала Новосибирская митрополия, которую возглавил обновленческий "митрополит всея Сибири" Петр. Обширная территория епархии была поделена обновленцами для своих целей на пять частей-епархий: Красноярскую, Енисейскую, Минусинскую, Ачинскую и Канскую. Епископ Енисейский и Красноярский Зосима (Сидоровский) в сентябре 1922 г. перешел в обновленчество и возглавил епархию уже в качестве обновленческого архиерея.
Многие приходы, священники Хакасии искусились, поддержав обновленческий раскол. В 1926 г. в Хакасии насчитывалось 19 священников, 12 из которых причисляли себя к обновленцам. В 1927 г. на своем съезде обновленцы-священники и миряне из Хакасии обсуждали вопрос об образовании обновленческой епархии в Хакасии, после образования в 1923 г. Хакасского уезда, а в 1925 г. Хакасского округа.
В то время законной церковной власти в Енисейской и Красноярской епархии не было; святитель и исповедник Патриарх Тихон в Москве был арестован. Обращает на себя трепетное внимание поистине христианское, исповедническое стояние в вере оставшихся верными пастырей Хакасии и Тувы, которые возвышали свой голос в защиту истинной Православной Церкви.
Среди них можно отметить причисленного к лику святых новомучеников и исповедников Российских святителя Амфилохия (Скворцова), который, будучи назначенный настоятелем кладбищенской церкви в Минусинске в 1924 г., открыто выступил против обновленцев, обличая их в отступлении от Православия, за что претерпел арест со стороны ОГПУ.
Рукоположенный в феврале 1925 г. в Москве во епископа Енисейского и Красноярского святитель Амфилохий по своем прибытии в Красноярск в апреле того же года снова выступил против обновленцев, за что был в июле арестован и заключен в тюрьму в Красноярске, а затем к 3 годам заключения в Соловецком концлагере.
В 1023 г. была открыта отдельная от Енисейско-Красноярской Минусинская и Усинская епархия, которая включила в себя приходы Хакасии и Тувы. Епископом на новую кафедру был рукоположен архимандрит Димитрий (Вологодский), служивший в Минусинском уезде до своей хиротонии в Москве 6/19 мая 1923 г.
19 ноября 1923 г. в Сретенской кладбищенской церкви была совершена первая архиерейская Литургия. На ней принесли покаяние в обновленческом расколе протоиерей Димитрий Дубровин и священник Николай Соловьев. А далее и другие священники приносили такое покаяние. Произошел массовый отход от обновленчества, многие приходы Хакасии в 1924 г. собирали приходские собрания и обращаются с письмами-уведомлениями в Минусинский уездный исполком об избрании себе в качестве архиерея поставленного Священноначалием Церкви епископа Димитрия (Вологодского). До открытия Минусинской кафедры из 125 приходов Минусинского уезда и Усинского края 115 перешло в обновленчество. С приходом Владыки Димитрия 95 приходов вернулось в Православие.
В период с 1920-х по начало 1930-х гг. наблюдается повсеместное закрытие церквей на территории Хакасии и Тувы. Церкви закрывались советскими властями под различными предлогами, а зачастую и без каких-либо объяснений. Это поначалу и расторжение заключенных на пользование церковными зданиями договоров с приходами под предлогами обветшания зданий, это и прямое обвинение в контрреволюционной деятельности духовенства и членов прихода.
Духовенство и верующие в Хакасии и Туве подверглись массовым репрессиям и расстрелам.
В 1924 г. на владыку Димитрия (Вологодского), управлявшего Минусинской епархией до этого времени, было заведено уголовное дело по 77, 90 и 219 статьям Уголовного кодекса. Ему был запрещен выезд за пределы Минусинска и запрещено совершение богослужений.
Одним из первых прекратил свое существование в 1926 г. Матурский женский монастырь. Святитель Амфилохий (Скворцов), живя в монашеской общине в тайге с 1928 г., в апреле 1931 г. по необоснованному обвинению в проведении антисоветской агитации был арестован и заключен в тюрьму при Минусинской исправительно-трудовой колонии, вместе с ним были арестованы священник и все насельницы монашеской общины, за исключением монахини Варвары (Цевелевой), которой удалось бежать. В ноябре 1931 г. епископ Амфилохий был приговорен к пяти годам заключения в концлагере, а монахини - к пяти годам ссылки в Восточную Сибирь. В сентябре 1937 г. по окончании срока заключения тройка НКВД приговорила святителя к расстрелу. Приговор был приведен в октябре того же года.
В 1933 г. епископ Димитрий вместе с членами епархиального совета был арестован органами ОГПУ по необоснованному обвинению и был осужден на 5 лет, с заменой ввиду преклонного возраста ссылкой в Нарымский край на тот же срок. Будучи освобожден из-за болезни, в июне 1934 г. владыка вернулся в Минусинск. В июле 1935 г. он был восстановлен правящим архиереем Минусинской епархии. Имеются документы, свидетельствующие о вынужденном тайном ввиду гонений совершении богослужений владыкой в домах верующих. 14 сентября 1937 г. 23 октября 1937 г. епископ Димитрий вновь был арестован органами НКВД и мученически скончался в заключении в Минусинске.
Священникам и прихожанам Никольского храма в г. Абакане было предъявлено нелепое обвинение в участии в офицерско-белогвардейской повстанческой боевой дружине и в 1937 г. настоятель протоиерей Алексий Скорпилин, второй священник Василий Олейников и члены прихода - все в количестве 6-и человек были расстреляны без предъявления каких-либо доказательств. По этому делу было арестовано около 40 человек.
Репрессиям также подверглись священник Чебаковской церкви Георгий Шоев, священник Ново-Марьясовской церкви Павел Троицкий, священник Монокской церкви Максим Масюк, священник с. Батени Александр Покровский (расстрелян в 1933 г. в г. Абакане), иеромонах в с. Анжуль Серафим (Берестов) (расстрелян в 1937 г. в Минусинске) и другие священнослужители.
Настоятель Иннокентьевской церкви в Туране священник Владимир Юневич ве 1937 г. постановлением тройки УНКВД Красноярского края о исключительной мере наказания был расстрелян в г. Минусинске.
Примером исповедничества является жизнь причисленного к лику святых священномученика Евфимия Горячева. Отец Евфимий Горячев, имея большую многодетную семью, служил в Ачинском благочинии вначале настоятелем храма, затем благочинным. Он ревностно выступал в защиту чистоты Православия, против обновленчества, за что в 1929 г. был арестован, и в 1930 г. осужден на 3 года лагерей. В 1934 г. после своего освобождения по просьбам прихожан Бейского храма с благословения священноначалия служил в с. Бея. На него были возложены непомерные налоги, запрещалось совершать богослужения в храме; он был приговорен к шести месяцам лишения свободы за "нарушение режима прописки", что позже заменили штрафом.
Отец Евфимий, подорвав основательно в лагерях здоровье, скитался со своей семьей по домам прихожан, устраивая в них храмы и тайно от властей совершая Литургию, не имея возможности служить в храме. В начале 1936 г. у него случился инфаркт, но он нашел в себе силы служить на Пасху, сообщив об этом официально властям. Не дав завершить службу, ворвавшиеся ночью в его дом сотрудники НКВД арестовали его вместе с прихожанами, обвинив в совершении религиозных обрядов и таинств, и после длительных разбирательств в августе 1936 г. он был приговорен Особым Совещанием при НКВД к 3 годам лагерей. Через год, в лагере, отцу Евфимию было предъявлено ложное обвинение и в сентябре 1937 г. он был расстрелян.
Таким образом, на территории Хакасии к 1934 г. храмы не действовали и церковная жизнь, казалось была полностью разрушена..
Лишь в конце Великой Отечественной войны, когда отношение властей к Церкви несколько изменилось, в декабре 1944 г. верующим Абакана по их ходатайству возвращается, после своего десятилетнего запустения, Никольский храм. На Рождество Христово в храме совершается первая служба.
Печальная участь постигла большинство храмов в Хакасии. В с. Аскиз в 1947 г. церковь была снесена, а на ее месте построен Дом культуры; в с. Бея в церкви после 1934 г. была утроена пожарная охрана, затем осенью 1938 г. ее взорвали; в с. Усть-Есь - снесена в 1956 г.; в с. Усть-Чуль в 1940 г. - снесена часовня; в д. Батени и д. Усть-Ерба церкви были снесены в связи с переносом деревни и заполнением Красноярского водохранилища; в с. Сон - клуб, в Чебаках - амбулаторию, два дома Анжульского монастыря разобрали и, в конце концов, уничтожили, 1961 г. - разрушена церковь в Туране.
В годы правления советской власти действовали Никольский храм в г. Абакане, а также Благовещенский храм в г. Абазе. В 1951 г. был построен и открыт новый храм на новом месте в Кызыле.
В наступившие годы перестройки, с падением устоев социалистического строя, когда Церковь получает определенную свободу, началось образование новых приходов и в Хакасии.
В 1990 г. была возрождена Красноярско-Енисейская епархия, в состав которой входили приходы Республики Хакасия. Управлял епархией епископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов).
В 1995 г. определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода была образована Абаканско-Кызыльская епархия, Управляющим епархией был назначен епископ (с 2000 г. - архиепископ) Викентий (Морарь).
В 1999 г. Преосвященный епископ Викентий был назначен на Екатеринбургскую кафедру. Временное управление епархией было поручено архиепископу Красноярскому и Енисейскому Антонию.
29 декабря 1999 г. постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода епископом Абаканским и Кызылским назначен епископ Южно-Сахалинский и Курильский Ионафан (Цветков).
Источник: http://abakan-eparchy.ru/
Просмотров: 8333
|
03.10.2009, 09:02 |
Комментарии
Всего комментариев: 0