Хакасия — неповторимый по мировым меркам регион: здесь известно около 120 тысяч наскальных рисунков( петроглифов)! Всего по данным ЮНЕСКО, приведенным М. Дэвлет, на всех обитаемых континентах в 1984 году было записанно около 20 миллионов фигур, распространенных в 780 зонах наскального художества, а ныне число зон приближается к 1000.
Распространено мнение, что в старинные времена все, кому не лень оставляли свои " автографы " на горах. А так как писать древние люди еще не умели, то выбивали разных животных и странные знаки. Дескать, баловались этим и охотники на привале, и дамы в перерывах между своими делами. Сама слышала, как матери объясняют чадам в музее, зачем делали наскальные картинки: " Фломастеров и бумаги тогда не было, вот и приходилось художникам тяжело, мучили себя и скалу своим творчеством".
Оказывается, наши обожаемые представления о побуждениях древних — полная чушь. На примере наскальной живописи в музее-заповеднике " Казановка " Леонид Еремин, убедительно продемонстрировал, что вести диалог с камнем в древние времена дозволялось не абы кому, а лишь избранным: например, жрецам или шаманам. И что наносили их не абы где, а в местах обычаев. И совсем не абы что. К примеру, у подножия горы Хазын Хыр, есть наиболее сотни наскальных изображений( всего на территории музея-заповедника поставлено на учет наиболее полутора тысяч наскальных рисунков, самые древние из которых относятся к неолиту, а наиболее поздние — к xx веку). Хоть петроглифы писаницы выполнены в различное время и в разной технике, " но по содержанию раскрывают одну тему: историю происхождения религиозных представлений на хакасской земле ". Другие известные темы наскального творчества: изображения предков, духов и родовых символов, устройство мироздания, обряды, дикие и домашние животные.
" Что двигало старыми художниками, когда они наносили свои рисунки на каменные плиты? Зачем необходимо было взбираться на скалу и на ней, как на полотне, на высоте около 1000 метров изображать, скажем, семейство оленей? " — размышляет Леонид Еремин: " Большинство исследователей признают, что наскальные картинки имели магическое, ритуальное значение. Дело в том, что в тот момент, когда живописец наносил на скалу рисунок, внизу проходил какой-то церемониальный обряд. Очевидно, шаман под аккомпанемент бубна нашептывал заклинания, вызывая духов, а жрецы читали мольбу
Сам факт присутствия изображении именно на камне объясняется его долговечностью. Камень — это единственное, что неподвластно ходу времени, потому ему поверяли люди самое дорогое — свои духовные ценности. Одни народы меняли находящийся вокруг мир под себя, другие — себя под окружающий мир. Незначительные детали( наскальные картинки, каменный или деревянный столб, расчищенная площадка, ленты на ветвях бревна), привнесенные человеческой рукой в окружающий ланшафт, создавали " нерукотворные храмы Сибири ".
И лишь в не такие далекие от нас времена наскальными рисунками стали " шалить " и простые смертные. " На протяжении многих тысячелетий камень был единым материалом, обеспечивающим преемственность человеческой духовности. И вот к началу xx века разговор между Человеком и Камнем прекратился ", — замечает по этому предлогу Леонид Еремин.
Просмотров: 5933
|
08.01.2015, 19:06 |