| Регистрация | Вход
 
 
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Абакан 
Главная » Республика Хакасия » Общая информация о Хакасии » Из истории

Общая информация о Хакасии

 

Из истории

Геральдика  

Города Хакасии

Районы Хакасии

Села и улусы

Статьи о Хакасии

Культура Хакасии

Природа Хакасии

 

Реки

Озера

Водохранилища

Минеральные воды

Пещеры

Природные памятники

Заповедник "Хакасский"

Заказники

Прочее

Отдых и туризм

 

Курорты и санатории

Тур. базы

Развлекательные центры

Культурный отдых

Исторические места

Прочее

 

Бизнес-справочник

 

Производство

Гостиницы

Финансы

Транспорт

Для детей

Туризм

Медицина

Образование

Прочее


Музыкальное творчество
Если хочешь понять душу народа - обратись к музыке. Об этом издавна говорили мудрые люди. Хакасская народная музыка неповторима по своему репертуару, вокализму, музыкальным инструментам. Ее истоки лежат в глубокой древности. Не случайно на территории Хакасии, на стоянке Малая Сыя, обнаружен один из древнейших музыкальных инструментов - флейта, возраст которой около 35 тыс. лет. О развитом музыкальном творчестве предков хакасов в средневековье говорят историко-географические китайские, арабские и персидские летописи, а также фольклор современных народов Саяно-Алтая. 

Музыка хакасского народа - это отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного синего Неба. В ней мы слышим отголоски судеб многих поколений нашего края - величавость героических побед, печаль утрат и поражений, лирических отношений между мужчинами и женщинами. 

В традиционном хакасском обществе музыка окружала человека постоянно: и в радостные моменты, и в печали. В наши дни говорится, что каждый должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. В недавнем прошлом каждый хакас должен был оставить также и свою собственную песню среди потомков. Выдающиеся исполнители были желанными гостями на различных мероприятиях. Известный исследователь хакасской музыки А.А. Кенель писал: «Сказочники и певцы везде принимаются с почетом, ни одно мало-мальски важное дело не обходится без их участия. Их зовут на свадьбы, похороны, вечеринки, везде, где собираются ввиду старинных обычаев хакасы посидеть вместе, отметить то или другое событие в жизни семьи, рода, племени. А обычаев много, идущих из седой древности». 

nullНа сегодняшний день известны пятнадцать музыкальных национальных инструментов (струнно-щипковые, смычковые, ударные и духовые). Главные инструменты, хомыс и чатхан, согласно историческим источникам появляются в долине Среднего Енисея не позднее эпохи поздней бронзы и раннего железа (тагарская и таштыкская культура). Исследователь П.Е. Островских отмечал в конце XIX века, что хомыс имеется практически в каждой юрте, чатхан встречался чуть реже. (Рис. Музыкальные инструменты) 

Музыка являлась также неотъемлемым атрибутом при обрядах и обращениях к сверхъестественным силам. Игра на хомысе или чатхане сопровождала многие религиозные действия, и это облегчало взаимопонимание людей и высших сил. 

По хакасскому мировоззрению, между человеком и вещью, им изготовленной, имеется энергетическая связь. Музыкальные инструменты вообще считались живыми, так, например, певец-хайджи перед тем, как начать исполнение символически угощал чатхан чаркой с вином, чтобы сердце и голос инструмента не исчезли. 

Чатхан является символом хакасского народа. На этом инструменте исполнялись эпические произведения - алыптыг нымахи, являющиеся сокровищем национальной истории и культуры. Считается, что по своей силе чатхан не уступает шаманскому бубну и в случае необходимости, может с успехом заменить его. Чатхан не является исключительно хакасским инструментом, он также есть у других народов Центральной Азии, но именно у хакасов он получил наибольшее признание, и образовалась целая школа игры на чатхане. С чатханом неразрывно связано горловое пение хакасов - хай. Горловое пение - дар горных духов - у хакасов применялось исключительно при исполнении героического эпоса. Считалось, что когда хайджи начинает сказывать свои сказания, то слушать его приходят не только люди, но и горные духи. В связи с этим певец сказывает свои произведения вначале горловым пением (для горных духов), а затем уже обычным голосом (для людей). Сказители-певцы имели в своем репертуаре ряд крупных сказаний, повествование которых часто продолжались несколько ночей. Считается, что самые сильные хайджи наделены особым даром, так же как и шаманы. Отсюда и их название «ээлiг-хайджи». Сказание было регламентировано. Так, изменять сюжетные линии, что-либо особо приукрашивать, или убирать из текста, прерывать развитие какого-либо действия категорически запрещалось, иначе сказитель мог быть серьезно наказан свыше, вплоть до смерти. (Рис. Хайджи) 

Услугами музыкантов пользовались охотники. По представлениям хакасов, дикие животные - это скот горных духов. Поэтому, чтобы задобрить духов несколько дней до и после охоты, в тайге музыкант исполнял свои песни. Позже охотники на равных делились с ним добытой дичью. 

Музыкальных произведений у хакасов насчитывается несколько видов. Выше уже говорилось о героических сказаниях, занимавших важное место в музыкальном творчестве хакасов. Так же следует отметить ыр и тахпахи. 

Ыр (сарын) - лирические произведения, основным содержанием которых являлись человеческая судьба, Родина, природа, взаимоотношения людей и т.д. Отмечается, что каждый человек должен был обязательно сочинить песню о своей жизни. В песенном жанре в основном придерживались начальной аллитерации и параллелизма построения фраз. 

В отличие от многих других народов у хакасов очень мало песен о любви между мужчиной и женщиной. Вполне возможно, что открытое проявление чувств в песнях считалось слабостью недостойной мужчины, и поэтому не приветствовалось. 

Тахпахи - короткие четырехстишия, близки по своей форме и значению и японскими танко и хокку. Первые две строки представляют аллегорическое отступление, в котором певец описывает силы и красоту природы - цветение трав, журчание ручьев, величавость гор и т.п., а в заключительных двух строчках описывает конкретный смысл, применимый к ситуации. Довольно часто происходили состязания, где мастера старались превзойти друг друга в умении экспромтом сочинять тахпахи. 

К последней четверти ХХ в. традиционное музыкальное творчество хакасов практически было утрачено. Ушли из жизни хайджи, знатоки старинных песен и тахпахов. Однако в конце 1990-х гг. в хакасской среде произошел значительный подъем интереса к национальной музыке. Были образованы национальные ансамбли, которые пользуются успехом не только на Родине, но и далеко за ее пределами: в крупнейших городах США, Японии, Австрии, Швейцарии, Польше, Турции и других странах. При музыкальных школах и в Хакасском государственном университете были созданы отделения хакасской музыки. Большую роль в развитии хакасской музыкальной культуры сыграла мастерская по изготовлению национальных музыкальных инструментов. Поэтому можно констатировать, что хакасская музыкальная культура будет развиваться и в будущем.

Источники: Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова;

сайт: http://www.nhkm.ru/;

реферат: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСИИ        Скачать архив

Категория: Из истории | Добавил: TigraS (02.06.2009)
Просмотров: 4963
Поиск
Реклама

 

  SweAnGen © 2008-2017