1
ucoz шаблоны
  • Иконка погода погода
    Абакан
    +3...+11° C
Промыслы и ремесла
     Главная » Республика Хакасия » Общая информация о Хакасии » Из истории Хакасии

Богатая природа юга Среднего Енисея обусловила развитие промысловых занятий хакасского народа. Хакасы занимались охотой, рыболовством, промыслом кедрового ореха, бортничеством и собирательством.

Люди охотились на копытных, хищных, пушных зверей в осенний, зимний и весенний периоды. Копытных добывали и летом. Промышляли индивидуально и коллективно. Во время коллективной охоты хакасы объединялись в артель - «аргыс», из 4-6 человек. Руководил артелью «одаг пазы», самый уважаемый среди охотников. Юношей приучали к охоте с 15 лет - возраста хакасского совершеннолетия. К 18 годам они становились самостоятельными звероловами. У каждого хакасского рода были свои охотничьи угодья. Например, у сагайцев и бельтырцев местами охоты были угодья по р. Казыру - притоку р. Томь, в верховьях р. Аскиз - гора Харлыган, Небесный зуб и др. Традиционным оружием охоты у хакасов был лук со стрелами. Поражающая дистанция достигала до 200-300 шагов. Наряду с луком охотились кремневыми и пистонными ружьями. Боеприпасы находились в кожаном ремне «харланчых» (натрушка). Хакасы на охоте применяли до 30 различных приспособлений (плашка, самострел, сети, петли, железные капканы и т.д.). Промысловая одежда состояла из войлочной куртки, штанов, шапки и рукавиц. Обувь шили из камусов копытных. Зимой средствами передвижения были лыжи «сана» и нарты «санах». Звероловы во время промысла жили в балаганах «одаг».  Продовольствие было общим и охотники питались из одного котла. Собак кормили сырцами, смешанными  с конопляным маслом - «тохчах». Вечером охотники собирали всю добычу в одну кучу. После ужина все отдыхали, рассказывали кип-чоохи, сказки и легенды.

Рыболовством занималось население таежной зоны Хакасии.  Жители степных районов рыбной ловле не придавали большого значения, при этом называя ее иносказательно «суг хурты» - буквально «водяной червь». В реках и озерах Хакасии водилось около 20 различных видов рыб: таймень, осетр, стерлядь, ленок, хариус  и др. К наиболее ценным породам рыб относились осетр, стерлядь, хариус и таймень. Основными рыболовными снастями для хакасов служили невод, сеть, верша, котцы, также была распространена удочка. Рыбу ловили также петлей, стреляли из лука, били острогой. На больших реках рыболовы использовали лодки - берестяные и лодки-долбленки.

Промысел кедрового ореха в хозяйстве всегда имел существенное значение. Промышляли хакасы артелью - «аргыс», состоявшей от двух до шести человек, иногда больше. Продукты питания доставлялись осенью и  весной на лошадях, а зимой - на охотничьих нартах. Промысловики жили в балаганах. В одном шалаше проживали от четырех до шести таёжников. Они во время промысла надевали холщовые рубахи из крапивного или конопляного холста.

Осенью орех добывали тремя способами: залезанием на кедр, сбиванием кедровых шишек с помощью колота и собиранием паданки. Зимой также занимались промыслом ореха. Для этого уходили в тайгу на одну-две недели. Добытчики, также как и осенью, залезали на кедр и сбивали шишки. Вывозили кедровый орех на нартах. Весной промысловики собирали только паданку, так как осенью впоследствии сильного ветра и снегопада кедровые шишки попадали под снег и лежали там до весны. Кедровые шишки обрабатывали деревянными терками с зазубринами - «паспах». На одно хозяйство добывали от 150 кг до 700 кг орех, т.е. от 5 до 20 мешков чистого ореха.

Бортничеством занимались мужчины летом, когда пчелы собирали мед. Разыскивали пчелиные дупла с помощью солонца для пчел - «марачы». В качестве солонца служила береста (шириной около 20 см, длиной 30 см). На нее клали мох, пропитанный мочой, запах которой привлекал пчел. Таёжник клал солонец на открытой поляне или возле ручейка и наблюдал за ним. Пчела садилась на солонец и, насытившись солью, улетала в улей. Промысловик, наблюдая за пчелой, определял место нахождения дупла и помечал дерево с дуплом тамгой. После чего дерево с дуплом помечалось тамгой. Осенью на это место он приезжал с близкими родственниками. С одного пчелиного дупла добывали от трех до 10 пудов таежного меда.

Собирательством занимались женщины и дети. Из съедобных кореньев выкапывали и собирали: сарану, кандык, гусиные лапчатки, хлебенок и черемшу. Из ягод: чернику, бруснику, плоды боярышника, черемуху и др. Сарану и кандык выкапывали корнекопалкой «озоп». Это орудие представляло изогнутую палку, на конце которой насаживалось железное лопатообразное основание. Добыча кандыка начиналось в мае. На одно хозяйство заготавливали до трех мешков свежего кандыка. Выкопанные коренья мыли, нанизывали в связки и сушили. Сажень сушеного кандыка продавали за одну овцу. В июне женщины выкапывали сарану. В день добывали до двух-трех ведер коренья. Эти корни также мыли и сушили на солнце, разложив на аатыс - маты (приспособления, сделанные из ивовых прутьев). Сушеные корни сараны и кандыка клали в суп вместо крупы, мололи в ручных мельницах. Из полученной муки варили кашу. Некоторые варили в свежем виде. Из этих же кореньев пекли лепешки, готовили полуфабрикат - «угба». Из него варили супы или готовили кашу. Другие съедобные коренья хлебенки, гусиные лапчатки выкапывали с помощью «чухчаса». Чухчас представлял собой заостренную палку длиной 30-40 см, диаметром 3 см. Выкопанные коренья ели в свежем виде или пекли в золе, варили супы и употребляли вместо приправ.

Хакасы занимались также сбором дикой гречихи - «кырлых». Собрав ее, мололи на ручных мельницах, а из полученной муки готовили кашу, которую заправляли маслом. В июне таежные жители ездили за черемшой. Употребляли ее в свежем виде и солили. Также хакасы собирали дикий лук, горный лук и дикий чеснок.

Собирали ягоды в июле, августе и сентябре. употреблялись они в сушеном или в свежем, толченом виде, со сметаной. В ХХ в. под влиянием русской культуры хакасы стали варить варенье.

Домашние ремесла являлись важным дополнением в хозяйстве хакасского аала. Осенью женщины выделывали овчину. Шкуру смачивали водой, сворачивали в рулон и мяли ногами. Затем мездру замазывали бардой от перегонки айрана «поча». Через трое суток подсохшую мездру скоблили старым лезвием косы «хыйрах» и опять мяли ногами. После этого шкуру мыли и вешали в юрте у дымохода или в коптильных ямах - «ыстых». Коптили их до тех пор, пока они не пожелтеют. Затем их снимали, поверх мездры насыпали влажный овечий назем и покрывали другой овчиной, сверху придавив все грузом. После того, как мездра отсыреет, овчину начинали выделывать кожемялкой «изерек» в форме зазубренной палки. Затем шкурку отбеливали с помощью закваски «палаты» и растягивали на деревянном гладиле «сургу». Мездру посыпали ржаной мукой, скоблили старым лезвием косы и шлифовали полированной дощечкой «хыло». Выделанная шкура приобретала блестящий белый цвет и издавала скрип при растягивании.

Хакасы изготавливали дубленые кожи (тууп, чарыг). Для этого шкуру коровы или лошади намазывали бардой, сворачивали в рулон и клали в теплое место. Выпревший волос соскабливали старым лезвием косы. Сушеное лыко тальника или кору лиственницы крошили и кипятили в котле. Затем в охлажденный отвар клали шкуру и через неделю ее вынимали и сушили на улице. После этого в течение 1-2 дней мяли на кожемялке «талгы». Чернение дубленых кож производилось красителем, получаемым в результате реакции ржавого железа в барде от перегонки айрана. Обработку дубленых кож производили мужчины зимой. Сначала кожу вымораживали на улице, а затем ножом снимали шерсть. Иногда не обработанную на кожемялке сыромятную кожу коптили. Из сыромятных шкур делали кожаную посуду, кожаные чемоданы и сундуки, обувь, сбрую и т.д.

Весной из овечьей шерсти изготовляли войлоки (киис). Сначала шерсть раскладывали и сушили на солнце. Затем ее перебирали и складывали в одноцветные груды по 5-10 кг. Далее ритмично взбивали их гладкими тальниковыми прутьями (сабос). Когда вся шерсть вспушится, то ее расстилали на длинной холстине «ике». Затем уложенную шерсть обрызгивали теплой сывороткой и  сворачивали в рулон вокруг деревянного валика. Свернутая шерсть обвязывалась веревками. После этого двое брались за концы арканов, которые привязывали к валику, и катали свернутый рулон до тех пор, пока войлок «не войдет». Большой войлок для покрытия юрт катали на лошадях. Окончательно войлок уплотняли ударами локтей. Времени на катание войлоков уходило в хозяйстве от одной до двух недель. За один день группа в 4-5 человек могла сделать 2-3 войлока. На один средний войлок шла шерсть 10 овец. Из войлока делали кошмы, покрытия для юрт, ковры, матрасы и т.д.

Для изготовления волосяных арканов использовали гриву и хвост ло­шади. Сначала делали заготовку. Для этого брали пряди конского волоса и скручивали их в колечки «iскеп», конец которых затыкали вовнутрь. Заготовленный волос женщины скручивали ладонями в длинные нити. Для этого концы колечек смачивались и сращивались. Затем нити руками скручивались в шнуры. Из волосяных шнуров мужчины свивали арканы. Три разноцветных шнура (белый, красный и черный) продевали через три отверстия в заборе. Далее, с одной стороны три человека держали крючьями каждый конец трех шнуров и вращали их налево, а с другой стороны забора четвертый мужчина держал крюком (ыргах) все концы вместе и закручивал их в противоположном направлении. Аркан получался разноцветным. Помимо арканов, из мягкого волоса гривы делали поводья для коня, вожжи, чиле для телят, петли на зверьков и т.д. Волосяными нитками сшивали бересту, туеса, прошивали войлок и т.д.

Для скручивания кожаных арканов необходимо было заготовить «сарым» - длинные, узкие, шириной в два пальца кожаные ремешки. Шкуру крупного скота снимали чулком и замачивали в воде. Затем, начиная с центра, резали длинную ленту вдоль по кругу. Полученный кожаный ремень растягивали зимой на кольях. С промороженной кожи шерсть соскабливали ножом. В конце ее мяли и смазывали конским жиром. Затем брали три ремешка «сарым» и скручивали кожаный аркан таким же способом, как и волосяной. Из сарыма хакасы выделывали недоуздки, свивали плети, сплетали восьмигранные нагайки, делали витые уздечки и т.д.

Хакасы знали ткачество. Хакасский ткацкий станок (сохчан тубел) по своей конструкции относился к станкам горизонтального типа, с одной нитченкой и основоразделителем, приводимым в движение руками. Станок устанавливался на полу юрты. Нитки основы привязывались к двум колышкам, вбитым на расстоянии 2 - 3 м друг от друга. В основе насчитывалось 50 ниток. Ширина ткани равнялась 25 см. Хакасы ткали: «озан» - крапивную матерью, «сабыр» - конопляный холст, «киден» - льняное полотно, «таар» - полушерстяную материю и «сикпен» - сукно.

В 17 - 18 вв. хакасы подтаежных районов  добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи «хура» сооружались из глины внутри зимних жилищ. Железную руду очень мелко толкли в ступах, а затем небольшими порциями вместе с углем сыпали в небольшое верхнее отверстие печи. Двумя мехами (корж) постоянно нагнетали воздух и поддерживали высокую температуру горения. За одну плавку получали до 1,5 кг. железа. Кузнецы изготовляли ножи, тавра для скота, озопы для копания кореньев, абылы и т.д.

У хакасов существовало ювелирное ремесло. Ценились изделия из серебра. Из нее делали перстни, серьги, огнива, наборную упряжь и т.д. Мастера изготавливали и трубки «ханза». Трубки делались из нароста лиственницы. На ее поверхности вырезался орнамент так, чтобы все бороздки соединились. Затем трубку плотно закрывали деревянной формой и через отверстие заливали расплавленное олово. Последнее расходилось по всем желобкам, образуя узорчатый пояс. Готовые рисунки зачищались ножом и шлифовались. В долине Июсов, делали курительные трубки - «тас ханза» - из мягкого камня агальматолита (сарыг тас).



Категория: Из истории Хакасии | Добавил: TigraS | Теги: ремесла, Промыслы, хакасы
Просмотров: 9516 | Рейтинг: 5.0/1
12.02.2009, 09:52
Похожие материалы

Комментарии Всего комментариев: 0