Характер поселений и конструкция жилищ у хакасов были обусловлены полукочевым образом жизни и особенностями социального и родоплеменного устройства.
Основными видами хакасских жилищ являлись каркасная и срубная юрты, известные с глубокой древности. В частности, их изображения мы можем увидеть на Боярской писанице (2 в. до н.э.). Летописцы Древнего Китая отмечали, что жители государства «Хягас» «зимою живут в избах покрытых древесною корою».
В связи с полукочевым образом жизни наиболее удобным жилищем для народов Южной Сибири и Центральной Азии была каркасная юрта «тирмелiг иб». Ее основу составляли стены из раздвижных решеток «тирме» («хана») с дверной рамой и куполом. Обычно количество «тирме» равнялось шести. Если хозяин был богаче, то количество стен могло увеличиться до восьми, 10 и даже до двенадцати.
Земля и небо, как считали хакасы, имеют куполообразную форму и имеют как свое дно, так и верхние окна в виде дымового отверстия юрты «тÿнÿк». Поэтому можно сказать, что юрта - это микрокосм в хакасском мировоззрении. Купол составляли стропила «ух», соединявшиеся в круг дымохода «харачы». Летом юрту покрывали берестой, а зимой - войлоком. Причем, чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой. С весны до осени белоснежные юрты резко выделялись в степи, о чем неоднократно красочно писали путешественники 18-19 вв. проезжавшие по Хакасии. До середины 19 в. три четверти хакасов проживало в войлочных юртах. К концу 19 в. в связи с массовым переходом к оседлому образу жизни войлочных и берестяных юрт почти не остается.
С середины 19 в. на территории левобережья Среднего Енисея получили распространение стационарные деревянные юрты «агас иб». Они были шести-, восьми-, десятиугольными, а у баев двенадцати- и даже четырнадцатигранными. Стены их, «хана» или «тала», были сложены из отесанных лиственничных бревен в 8 - 10 венцов. Высота обычной юрты доходила до
Бытовое устройство внутреннего пространства хакасских юрт аналогично юртам других кочевых народов. С одной стороны юрта разделяется по поло-бытовому принципу, а с другой - по социальному. Символическим центром являлся очаг, над которым находился дымоход «тÿнÿк».
В социальном отношении юрта делилась на непочетную и почетную части. Первая располагалась от двери до очага, вторая начиналась от очага - здесь принимали наиболее уважаемых гостей.
Северная сторона считалась женской: на ней располагались буфетные стойки с посудой, женские орудия труда (прялки, ступы и др.), одежда. Южная сторона являлась мужской, на ней были установлены мебельные секции, мужские орудия труда. В мужской половине располагался «т?р» - самая почетная часть юрты. Там ставили невысокий столик круглой или прямоугольной формы. Женщинам запрещалось проходить на мужскую сторону. Супружеская кровать располагалась напротив двери на западной стороне и занавешивалась пологом.
Пол традиционных жилищ хакасов был земляной. Он застилался невыделанными шкурами (талбах), а сверху покрывался кошмами (киис).
Обязательными атрибутами юрты служили хакасские фетиши - «т?с`и», считавшиеся хранителями благополучия семьи, покровителями скотоводства, охоты и ремесла. Перед юртой обязательно устанавливали коновязь (сарчын) высотой 1,5 -
В первой пол. 20 в. в результате перехода хакасов к оседлой жизни изменяется строительный материал традиционных жилищ, распространяются стационарные дома русского типа.
Хакасские жилища не ограничивались перечисленными типами. Можно перечислить еще несколько, получивших распространение у хакасского населения.
Чарча - стационарная цилиндрическая юрта, покрытая берестой или лиственничной корой. Ее конструкцию составляли стены из вертикально вбитых по кругу кольев и планок, накрытых вверху коническим куполом.
Атиб - летний стационарный корьевой балаган, имевший распространение в подтаежных районах. Каркас его составляли четыре врытых столба (пахан), соединенных сверху деревянной рамой. Стены делались из наклонно установленных кедровых колотых досок, опирающихся вверху на деревянную раму,
Алачых - конический шалаш наподобие чума. Основу его составляли три толстые жерди, на которые накладывались девять мелких жердей. Сверху они покрывались берестой, лиственничной корой и войлоком. Это одно из наиболее архаичных жилищ народов Саяно-Алтая, вышедшее из употребления к концу 19 в. Однако алачых оставался неотъемлемым атрибутом свадебных мероприятий первой четверти 20 в.
Соол иб - зимнее жилище бедной части хакасов, представлявшее собой однокамерный прямоугольный сруб с плоской крышей с пластами дерна. «Соол иб» стали основой для перехода к рубленым домам «тура», заимствованным у русских крестьян.
В наше время традиционные национальные жилища, в частности юрты, в современном обществе можно увидеть крайне редко. Однако говорить о том, что они исчезнут полностью, наверное, не стоит, потому что это один из национальных символов. В пользу этого говорит то, что отдельные хакасские семьи на сегодняшний день строят в своих хозяйствах юрты.
Просмотров: 10877
|
12.02.2009, 09:16 |