Точка на карте под названием Бискамжа (хак. Пис хамжы — «пять логов») по историческим меркам обозначена совсем недавно. Для истории и тысячелетие – не время, а тут – немного больше полувека прошло с тех пор, как в красивой долине, расположенной среди пяти таежных логов, появились первые жители.
Трудно поверить, что более пятидесяти лет назад здесь не было абсолютно ничего – ни электричества, ни домов, ни железной дороги, благодаря строительству которой и появилась Бискамжа. Только горы, тайга, трава, поднимавшаяся летом в человеческий рост и такой же – в рост человека – снег зимой. Еще в 1913 году специалисты франко-немецкого акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей на срок в 90 лет получили в концессию в Кузбассе так называемые «кабинетские земли», принадлежавшие царской семье и находившиеся в ведении «кабинета Его Величества». Было принято решение увеличить на этих землях добычу угля. В тайгу, поднимавшуюся между Алтаем и Кузбассом – там, где расположена ныне Бискамжа, были посланы инженеры. В то время специалисты пришли к неутешительным выводам. Вот как описаны в документах их впечатления, полученные при исследовании этих мест: «Глухая тайга с массой поваленных стволов, с травами выше человеческого роста, без топора летом и осенью непроходима. Нет ни дорог, ни даже троп, по которым можно было бы сделать предварительные осмотры местности. Сама местность крайне изрезана частыми глубокими логами. Колебания отметок поверхности земли так резки и причудливы, что прокладка дороги, согласно техническим условиям, невозможна».
Оказалось, для сильных духом нет слова «невозможно». Уже в декабре 1959 года железнодорожная линия «Новокузнецк-Абакан» была принята в эксплуатацию, а ее участок от Междуреченска до Абакана, на котором разместилась узловая станция Бискамжа, вошел сначала в состав Ужурского, после – Абаканского отделения Красноярской железной дороги. Это было большое событие. Цель достигнута. Первый паровоз на еще новых путях. Сменился и статус – из точки на карте под номером таким-то, появилась станция Бискамжа. Но день рождения поселка отмечают раньше – 1953 год считается временем его основания. Именно тогда в этих местах появились первые строители.
Народ в Бискамжу съехался самый разный из разных же уголков Советского Союза. И романтики, по комсомольским путевкам ехавшие «за туманом, и за запахом тайги», и обычные старательные работяги, завербовавшиеся на строительство заработать денег, и коренное население этих мест. Русские, хакасы, шорцы, украинцы, немцы, татары.
Сегодня Бискамжа – современный, красивый поселок. Как зеленая чаша окружили его предгорья Кузнецкого Алатау. Станция Бискамжа пропускает 24 пары поездов за сутки. Составы, груженные рудой, порожняк, пассажирский и пригородный составы идут на станции Тея, Абаза, Камышта.
Тайга для бискамжинцев как родная мать. Красотой успокоит, в трудные времена поддержит и прокормит. Ягода, грибы, рыбалка – и удовольствие, и подспорье. Ягоды какой только нет – жимолость, малина, смородина и красная и черная, черника, костяника, земляника. Грибов – тоже полное раздолье: маслята, грузди, рыжики, волнушки, лисички, опята.
Официальный сайт Муниципального образования Бискамжинский поссовет: http://biskamja.narod.ru/
Просмотров: 1703
|
15.04.2019, 13:04 |