Регистрация | Вход

Приветствую Вас Гость | RSS 

Меню сайта
Абакан 
Главная » Республика Хакасия » Отдых и туризм » Исторические места

Общая информация о Хакасии

 

Из истории

Геральдика  

Города Хакасии

Районы Хакасии

Села и улусы

Статьи о Хакасии

Культура Хакасии

Природа Хакасии

 

Реки

Озера

Водохранилища

Минеральные воды

Пещеры

Природные памятники

Заповедник "Хакасский"

Заказники

Прочее

Отдых и туризм

 

Курорты и санатории

Тур. базы

Развлекательные центры

Культурный отдых

Исторические места

Прочее

 

Бизнес-справочник

 

Производство

Гостиницы

Финансы

Транспорт

Для детей

Туризм

Медицина

Образование

Прочее


БОЛЬШОЙ САЛБЫКСКИЙ КУРГАН

 

ДОКЛАД

 Составитель:

Дельвер Н. И., воспитатель Боградской санаторной школы-интерната.



В VI-V века до нашей эры человечество  переживало важный этап в развитии цивилизации. Не зря этот период истории сегодня назван «Осевым  временем»:  культурный импульс древних дошел до нашего времени и сформировал современный облик культур цивилизаций планеты. Именно в эту эпоху в Индии люди обретают Будду, в Китае появляются   учения   Конфуция и Лао-Цзы, в Средней Азии это же время раздается проповедь Заратустры, а в Греции развивается множеств философских    школ. Oдним словом, все развитые цивилизации испытывают мощные всплески культурного и духовного прогресса.

 В это же время   идет активное развитие и молодых этносов. Сте­пи Евразии становятся полем для распространения идей, движения товаров и технологий. Здесь фор­мируется единый хозяйственный тип — кочевое скотоводство. Ис­пользуя сложные умения управ­ления стадами, чередуя пастбища и рассчитывая маршруты дви­жения по местности, кочевники покоряют гигантские пространс­тва.

Эти народы греки называют скифами, а иранцы — саками. Обычаи, общественный уклад степных жителей кажутся дики­ми и непонятными высоким ци­вилизациям античности и Древ­него Востока. И все же развитые соседи вынуждены считаться с варварами: грозная военная сила кочевников в сочетании с высо­кой мобильностью заставила ува­жать этих владык Великой Сте­пи. Между тем, кочевые племена становятся не только экономи­ческой    альтернативой    оседлым земледельцам — они создают свой оригинальный уклад жизни, самобытную культуру и замеча­тельный стиль искусства.

Не стали исключением и об­ширные просторы Хакасии. Куль­тура скифского времени здешних степей была названа «тагарской», по месту первых раскопок вбли­зи Тагарского озера, а обладате­ли этой культуры, соответствен­но, тагарцами. Упоминание о тагарцах можно найти в древних хрониках Китая. Китайские источники именуют этот народ динлинами. Лето­писцы Поднебесной описывают этих людей как светловолосых, светлокожих и голубоглазых. Они имели большой (почти 2 метра) рост и своеобразное строение черепа. Некоторые ученые счи­тают, что динлины относятся к антропологическому типу евро­пеоидов, до настоящего времени не сохранившемуся.

Во главе татарского государства стоял царь. Его власть, скорее все­го, была абсолютной, и не было никого могущественнее, чем он, во всей Великой Степи.

В шестидесяти километрах от Абакана находится Салбыкская долина. Долина получила свое название от хакасского обозна­чения лужи, низинного места. Действительно, с трех сторон ее окружают увалы, а с юга — Батеневский кряж.

Именно эту долину выбрали тагарцы в качестве огромного кладбища. По всей долине в радиусе около 5 километров раз­бросано 56 курганов. Пять из них имеют достаточно большую высоту. Здесь похоронены скиф­ские цари.

При входе на «кладбище» стоят большие ворота. Такое условное название получили два мегалита, расположенные на увале с восточ­ной стороны. Они действительно символизируют вход в это свя­щенное пространство гигантских погребальных сооружений. При­мечательно, что камни, по дан­ным геофизических наблюдений, расположены на границе зоны «магнитного спокойствия». А по субъективным наблюдениям ме­тодами «лозоходства» — на гра­нице «геопатогенной зоны».

В настоящее время этот объект рассматривается адептами эзо­терики  как  несущий   или  концентрирующий некую энергию. Кстати, хакасские шаманы наста­ивают на том, чтобы посетители долины входили в нее именно че­рез ворота. Считается, что духи Салбыкской долины очень злятся, если к усыпальницам скифских царей кто-то подъезжает с другой стороны. Обычно у ворот прово­дятся различные обряды. Но мы можем поступить так, как тыся­челетиями делали наши предки, то есть оставить дань уважения духам: завязать ленточку чалама, брызнуть молоком или бережно прикоснуться к камню руками. Теперь, когда мы получили на то «разрешение», мы можем прой­ти на кладбище и проследовать к самой величественной усыпаль­нице — Большому Салбыкскому  кургану.

В настоящее время Салбык — это полностью раскопанный кур­ган. Но даже по каменной конс­трукции его ограды можно су­дить о его грандиозных размерах. В глубокой древности курган был по настоящему заметным явлени­ем: его высота составляла 25-30 метров. Поднимавшийся над сте­пью наподобие четырехэтажного дома, Салбык еще издали впечат­лял своими размерами.

Удивительные загадки до сих пор хранит Южная Сибирь. Все здесь пронизано историей и тайной. Взять хотя бы курганы. Их здесь тысячи. Своими силуэтами эти странные сооружения напоминают величественные египетские пирамиды или ацтекские храмы. Меж тем это-то и есть самые настоящие пирамиды. Хотя долгое время даже для историков это оставалось самым настоящим откровением.

Хочется ближе познакомиться с известной во всем мире Салбыкской долиной, находящейся в привольных степях Усть-Абаканского района республики Хакасия.

В Южной Сибири и в России существует всего три подобных долины: Уюкская – в Туве, Пазырыкская – в Горном Алтае и Салбыкская – в Хакасии.

Среди сакральных мест  Хакасии, Большой Салбыкский курган пользуется наибольшей известностью. Курган расположен в «Долине царей» - месте погребения скифской знати, находящейся в Камызякской степи Усть-Абаканского района, в 5 км от дороги Абакан – Сорск и приблизительно 40 км от районного центра. Археологи неслучайно назвали долину «царской», поскольку кроме Салбыкского кургана здесь располагаются и другие, не менее грандиозные усыпальницы вождей древних царств Среднего Енисея.

В центре долины – Большой Салбыкский курган, который является памятником общероссийского значения. Впервые о нем в своих дневниках, датированных 1739 годом, упомянул известный ученый Герхард Миллер. Но, несмотря на это, даже в девятнадцатом столетии о существовании Долины царей в Салбыкской степи знали немногие. Лишь в 1954 году начались раскопки кургана под руководством известного археолога С. В. Киселева.

Сооружения такого типа требовали множества рабочих рук, следовательно, могли создаваться лишь силами целых племен. Рождается вопрос – как доставлялись камни на столь дальнее расстояние? Существует две версии: первая – как правило, камни возили зимой по ледяному насту, и плюс к этому использовали тяговую силу, ведь в Хакасии до начала XX века были верблюды; вторая – люди того времени были не только высокорослые, сильные, но еще обладали большой психической энергией и эта версия поддерживается многими учеными.

За 25 веков величественная пирамида превратилась в пологий холм, где высота достигает теперь 12 метров. Основу этого грандиозного погребального сооружения составляли каменные плиты (обломки скал), вкопанные на боку, плита за плитой, образовывая квадратную ограду, длинна стороны которой составляла 70 метров. Вес каменных глыб достигает 30-50 тонн, а их высота на сегодняшний день составляет от 3 до 6 метров.

Процесс сооружения кургана проходил в несколько этапов.

Над тщательно размеченной площадкой, прежде всего, были вертикально установлены в специальные ямы многотонные стелы.  Какие приспособления использовались для этого — осталось неизвестным, так как строители разобра­ли их после окончания работ. Археологи проследили, что для правильного размещения этих глыб (каждая была по­вернута узкой и более высокой стороной к востоку) приме­нялись в качестве рычагов 10 — 15 лиственничных бревен диаметром до 30 см каждое. Изменять положение моноли­тов по продольной оси древние строители приноровились с помощью крупных лиственничных пней, забивавшихся сбоку в яму деревянной ручной бабой. После того, как стоймя пос­тавленные монолиты окантурили площадь будущего кургана, началась работа над сооружением сплошной каменной ограды. Ее должны были составить огромные плиты, врытые на ребро между вертикально вкопанными стелами.

Затем внутри древней строительной площадки возвели наклонную земляную эстакаду. Снаружи она была вертикальной и для этого ее облицевали бревнами, в углах срубленными в обло. На эту эстакаду и вкатывались на катках плиты будущей ограды и, зависнув над отвесной деревянной стенкой, с грохотом падали в подготовленные у ее основания траншеи. Катками служили сухостойные стволы лиственниц по 7—8 м длиною, специально выисканные в горах и на таежных пожарищах и волоком, на арканах доставленные в Салбыкскую долину.

Созданная таким способом сплошная каменная ограда (концы соседних плит заходили друг за друга) всюду имела одинаковую высоту в 2 метра. Для этого плиты предварительно обмеряли и для каждой выкапывалась траншейка нужной глубины (от 0,8 до 2 м в зависимости от размеров плиты). Когда же плиты уже стояли, проход между ними и  эстакадой полностью засыпали землею. На этой площадке выше плит ограды возвели стенку из плашмя положенных без всякого раствора каменных плиток. Вместе с этой кладкой ограда поднялась над землей на 3 м.

Внутри этой-то квадратной ограды с восточной стороны имевшей обозначенный особыми плитами и стелами вход шириною 5 м, и возвели, в конце концов, огромную пирамиду в 25—30 м высотой, составленную из блоков дерна. Сотни людей долгое время трудились над сооружением Салбыкской гробницы (у стен ее археологи нашли остатки небольших шалашей, в которых жили строители). При раскопках Салбыкского кургана выяснилось, что у его угловых камней были принесены жертвы — строителями были убиты трое взрослых людей (один из них был связан)  и ребенок.

Ради чего делалась вся эта до мелочей продуманная многотрудная работа? Чтобы ответить на такой вопрос, и на многие другие, и велись три лета подряд нелегкие раскопки Большого Салбыкского кургана. Оказалось, что до сооружения гигантской земляной насыпи внутри каменной ограды соорудили деревянный склеп в виде усеченной пирамиды. Ее потолок, устроенный из 6 слоев крест накрест положенных бревен, имел высоту 2,5 м (размеры верхнего основания пирамиды 8x8 м, нижнего — 18x18 м) и накрывал двухметровой глубины яму (5x5 м), в которую был опущен сруб в четыре венца. Особенно интересно, что весь этот склеп и внутри и снаружи был покрыт толстым слоем бересты. Даже четыре верхних лиственничных бревна, придавливавших покрытие, были завернуты в прошитую бересту. В эту гробницу, вел бревенчатый,   крытый колотыми досками коридор-дромос, также украшенный слоем бересты. Примечательно, что этот дромос вел не к устроенному в каменной ограде восточному входу, а был направлен в противоположную сторону и начинался от западной вертикальной стелы глухой стороны ограды.

Особенно важно, что в этом маленьком, в сравнении с мощью всего сооружения, домике похоронили одного стар­ца-воина. Выходит, вся эта титаническая многодневная ра­бота сотен людей была произведена для того, чтобы похоро­нить одного старика? Да, это так. Но, установив назначение величественного памятника древности, рано еще полагать, что на заданный вопрос о смысле великой работы предков дан полный ответ. Что побудило людей построить для одного старца такое захоронение? Вряд ли причину всех затраченных на это усилий можно видеть в чувстве про­стого уважения родственников к памяти почтенного челове­ка.

Надо полагать, ключ от загадки Салбыкской пирамиды можно отыскать в той связке, в которой история человечест­ва хранит ключи и от тайн египетских пирамид, и от гроб­ниц ассирийских и персидских, индийских, да и многих других владык древности. Человек, похороненный в Боль­шом Салбыкском кургане 2400 лет назад, конечно, не был фараоном или шахиншахом, или императором. Но раско­панный в хакасской степи курган, несомненно, является мо­гилой человека, могущественнее которого 24 века назад в здешних краях не было никого. В этом смысле его можно было бы  назвать царем Хакасско-Минусинской котловины.

Рядом с останками этого царя археологи нашли скелеты 6 других людей. Часть их была членами его семьи, а другие были специально убиты. За своим владыкой в могилу сошли женщины-служанки и два молодых воина,   которые должны были служить и охранять его на том свете.  Совершенно яс­но,  что власть этого старого человека    распространялась и на жизнь и на смерть своих подчиненных.

Большой Салбыкский курган свидетельствует о существовании сильной власти степного вождя и зависимых рядовых членов общества.

 К сожалению, к моменту раскопок археологами Салбыкской усыпальницы, курган был разграблен. Из находок были обнаружены внушительных размеров сосуд, два бронзовых ножа, округлый каменный жернов древнейшей в Сибири вращающейся ручной мельницы. Остается только предполагать, насколько богата была усыпальница древнего степного края. Особый интерес для изучения представляют знаки-тамги на камнях ограды Салбыкского кургана. Такие древние знаки клановой собственности на ограде кургана фиксировались в разные эпохи. Особенно большое скопление тамг представлено на одной из граней самого большого камня, установленного в юго-восточном углу ограды кургана. Большинство знаков вырезано тонкой линией, предположительно позже, небольшая часть других знаков изображены более жирной линией. Знаки-тамги прорезаны аккуратно, в форме, буквой к «печатной». Большая часть знаков представляет собой древние образцы, относящиеся по времени их нанесения к эпохе сооружения самого тагарского кургана, при совершении поминального обряда вокруг него. Знаки отражают, видимо, состав кланов, чьи представители присутствовали на поминках по великому правителю. Некоторые типы  тамг встречаются на одной грани плиты по несколько раз,  это может свидетельствовать о том, что один клан во время совершения обряда, скорее всего, был представлен несколькими мужчинами. Знак мог размещаться под разными углами, даже быть повернутым по отношению к другому знаку, то есть их положение не было всегда стабильным. Размещение тамг на камне – довольно хаотично, крайне редко встречаются однотипные знаки, размещенные параллельно поверхности земли, или образующих комплексное скопление в центре плиты. Учеными было установлено, что знаки-тамги, высеченные на ограде Салбыкского кургана, аналогичны некоторым знакам, обнаруженным в Монголии, горном Алтае, в Средней Азии, Иране и на Южном Урале. Такого рода письменные свидетельства, могут являться косвенными следами участия жителей Саяно-Алтая или их непосредственных соседей в миграциях на запад, происходивших в III – II веках до нашей эры.

Знаки-тамги на Салбыкском кургане бесценное свидетельство, демонстрирующее участие племен тагарской культуры в иранском мире, и подтверждающее генетические и брачные связи с южными и западными соседями, поскольку несанкционированное использование чужих тамг соседями, неизбежно вело к войне или кровной мести. Знаки тамги, изображенные на плитах Салбыкского кургана, и встречающиеся у других народов древней Евразии, свидетельствуют о реальном составе иноэтнических гостей на поминках древнего степного царя. Но есть изображения уникальных типов тамг, свойственных только местным племенам. (№ 1-3, 5, 7, 11, 12, 17, 20, 33, 49, 50, 53-56, 59, 63-66, 68).

О Салбыкском кургане немало сказано, и уж точно – немало написано. Но удивительный памятник истории и культуры Хакасии до сих пор хранит много тайн, которые еще предстоит открыть. Люди, жившие на современной территории Хакасии 2500 лет назад, сотворили нечто невероятное, сравнимое разве что с установкой каменных великанов острова Пасхи и Стоунхенджем в Великобритании.

В 2007 году, с целью сохранения Большого Салбыкского кургана как историко-культурного памятника, министерством культуры Республики Хакасия всей «Долине царей» присвоили статус Муниципального музея под открытым небом – «Древние курганы Салбыкской степи». Данный проект включает два археологических музейных комплекса «Большой Салбыкский курган» и «Курган Барсучий лог». Цели создания музейного комплекса – развитие организационно научно-культурного туризма в Хакасии, и конечно же охрана уникальных памятников древней истории Южной Сибири. Создание музея выгодно для туризма. По проекту предусмотрены меры по созданию комфортных условий для туристов: строительство подъездных дорог, автостоянок, сооружение смотровых площадок, установка мусорных баков. Планируется установка юрточного комплекса, бурение скважины, открытие пунктов питания, киосков по продаже сувениров и т. д. Все это требует содержания специального штата, а это приведет к постоянному содержанию в чистоте и порядке, охране музейных объектов.

12 апреля 2007 года в министерстве культуры Хакасии состоялась презентация и утверждение проекта муниципального музея «Древние курганы Салбыкской степи».

В 2007-2008 годах было проведено исследование еще одного монументального кургана, сопримиримого с Большим Салбыкским. Он расположен в Барсучьем логу к юго-востоку от Коксинского хребта. Этот курган по конструкции во многом схож с Большим Салбыкским курганом, уступая ему лишь в размерах. До раскопок величина земляной насыпи составляла не менее 9 м. Квадратная каменная ограда 53X54 метра, также включает вертикальные простеночные и угловые стелы и имеет вход с восточной стороны. Могильная яма 6X6 м. В могиле обнаружены останки 5 человек. Курган относится также к тагарской эпохе.

Приоткрыв тайны погребального ритуала царственных особ и аристократии, живших в V-IV веках до рождения Христова, мы должны сохранить каменные свидетельства их былого величия. Это наше историко-культурное наследие, доставшееся нам от предков, и наша забота – сберечь его для будущих поколений. Одним из более эффективных способов сохранения исторических памятников является – музей.


Полную версию доклада с фотографиями, схемами, реконструкциями можно скачать

Категория: Исторические места | Добавил: TutanhOMON (06.05.2010)
Просмотров: 12404
Поиск
Реклама

 

  SweAnGen © 2008-2017