Всего материалов: 143 Показано материалов: 73-84 |
Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 11 12 » |
На горе, на которую надеялся, зверя может не оказаться.
Ход коня в молодняке виден, доброта человека в молодости заметна.
От злого языка и камень разбивается.
Плохой человек в долгу не останется, сделавшему добро дом сожжёт.
Обхватишь одной рукой, а шум раздается по горам (ружьё).
Сама маленькая — со всеми справляется (пуля).
Грудь впалая, ход прямой (лодка).
Состарится, черной становится (черемуха).
Семьдесят одежек одето, а и семи пуговиц не пришито (капуста).
Седая старушка в сороках одеждах (капуста).
В 1924 году была сформирована комиссия по созданию хакасского алфавита на основе латинской графики. В нее вошли Андрей Казанаков, Тимофей Балтыжаков, Константин Самрин, Александр Топанов. Новая письменность появилась у хакасов в 1925 г. С этим событием непосредственно связанно издание первой газеты на хакасском языке «Хызыл аал» (1927), которой принадлежит исключительная роль в формировании литературного языка и художественного вкуса читателя. На страницах «Хызыл аал» печатались первые произведения хакасских писателей: стихи и рассказы А. Топанова, П. Штыгашева, В. Кобякова, М. Аршанова, М. Кокова, К. Самрина и др. На ее страницах запечатлелись и первые критические заметки о зарождающейся литературе.
Создание хакасского алфавита (1925 г.), издание в 1926 г. первых книг на национальном языке и выход первой хакасской газеты «Хызыл аал» («Красный улус») в 1927 году создали базу для зарождения и развития хакасской литературы.
В хакасской литературе, как и во всех литературах малых народов СССР, прежде всего, начинают развиваться поэтические жанры, затем драматургия и проза. Первые стихи хакасских писателей возникли как прямое продолжение фольклорных песен и тахпахов.
Предки человека поселились на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины свыше 300 тысяч лет назад. В течение тысячелетий на территории современной Хакасии сталкивались многочисленные культуры угрофинских, иранских, древнетюркских народов, определенное влияние оказывали древнекитайские государства. В конце XIII в. Кыргызское (Хакасское) государство пало. Лишь к началу ХVII в. на территории Хакасии сформировались 4 феодальных улуса (княжества) Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский.
Тун-пайрам – праздник первого айрана (айран – кислый напиток из перебродившего молока). Торжество проводилось в июне, после перекочёвки скотоводов с зимника на летник. Перезимовавший скот поправлялся на первом зелёном корму, появлялись первые молочные продукты.
К празднику Тун-пайрам готовились заранее. Заводили айран, шили новые наряды. В определённый день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливали берёзки и разводили большой костёр. К коновязи привязывали ритуального коня (по-хакасски ызых). Ызых освящался и считался хранителем благополучия скота.
Легенда о хребте Читы Хыс, легенда об озере Иткуль, легенда о Шира, легенда об озере Белё, легенда о Абакане и т.д.
В этой статье можно прочитать Хакасские сказки на русском языке: Певец и чатхан. Шестьдесят небылиц. Мальчик в бочке. Лисица и колонки. Ленивый мальчик и синичка. Как птицы царя выбирали. Адычах и Кечох. Батрак Торсых. Бай и охотник. Волшебный чатхан. Два брата. Как бедняк бая обманул. Как мальчик заставил смерть на себя работать.
В этой статье опубликованы стихи о Хакасии
С образованием в 1913 г специального общества «Ачинск-Минусинской железной дороги» в 1914 г началось строительство магистрали, строилась она в исключительно трудных условиях. Шло оно медленными темпами. В самый разгар первой мировой войны рельсы были отправлены на Западный фронт. Основные строительные работы были свёрнуты и возобновились лишь после победы Великой Октяб.Соц.революции.
Хакасия — неповторимый по мировым меркам регион: здесь известно около 120 тысяч наскальных рисунков( петроглифов)! Всего по данным ЮНЕСКО, приведенным М. Дэвлет, на всех обитаемых континентах в 1984 году было записанно около 20 миллионов фигур, распространенных в 780 зонах наскального художества, а ныне число зон приближается к 1000.
Распространено мнение, что в старинные времена все, кому не лень оставляли свои " автографы " на горах. А так как писать древние люди еще не умели, то выбивали разных животных и странные знаки. Дескать, баловались этим и охотники на привале, и дамы в перерывах между своими делами. Сама слышала, как матери объясняют чадам в музее, зачем делали наскальные картинки: " Фломастеров и бумаги тогда не было, вот и приходилось художникам тяжело, мучили себя и скалу своим творчеством ".
Так получилось, что в благодатной Хакасско-Минусинской котловине за тысячелетия сменилось много народов и культур. Как итог: на территории современной Хакасии — огромное количество памятников разных эпох. Многие считают, что все это появилось благодаря предкам современных хакасов — кыргызам. Они действительно прославились многим: и как отважные воины, и как отличные скотоводы, и как искусные ремесленники. Но исторической справедливости ради надо сказать, что такие брендовые достопримечательности, как окуневские личины и тагарские курганы, отождествляемые с ними многими обывателями, не имеют к ним никакого отношения. Это — память о народах, населявших эту землю раньше.
Всего материалов: 143 Показано материалов: 73-84 |
Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 11 12 » |